«Я тебя породил...». Как менялось отношение Лукашенко к айтишникам
По высказываниям за 10 лет мы постарались проследить, как Александр Лукашенко менял свои взгляды на феномен ПВТ и белорусских айтишников.
2010. Городок для продвинутых людей.
В конце года Александр Лукашенко и Валерий Цепкало посетили стройку ПВТ — «городка для продвинутых людей», по выражению президента:
— Мы определяли, что будем здесь строить городок для продвинутых людей, чтобы создать им нормальные условия для работы, жизни и отдыха. Пять лет прошло, а вы фактически одно здание только в порядок привели… Они должны работать здесь. Мы растерять эти умы не должны.
На тот момент почти в каждом высказывании об ИТ есть лейтмотив: ИТ — хорошо, но только в связке с другими, более традиционными, отраслями. В 2010 году такой отраслью был космос — Лукашенко хотел видеть Беларусь в числе космических держав.
— Надо, не надо нам этот спутник дистанционного зондирования земли. Прозондировать Беларусь мы можем и без спутника. Но эти технологии тянут за собой огромные сектора, выводят их на качественно новый уровень.
Лукашенко повторит эту мысль в декабре 2010 года в докладе на Четвертом Всебелорусском народном собрании:
— Есть проекты, которые, может быть, не столько дают отдачу сегодня, но направлены в будущее.
Это уже вопрос решенный, уже никто меня не критикует за это. Речь о технологиях XXI века, которые имеются в нашей стране. К ним проявляют интерес Россия, Украина, Италия и другие государства, которые готовы работать совместно с нами. Скажу откровенно, мы это не афишировали особенно: мы сегодня уже создали завод, который в состоянии сам производить уникальные космические аппараты.
В этом же докладе, кажется, айтишников впервые назвали «яйцеголовыми»:
— Очень большие перспективы имеет Парк высоких технологий. Но я, когда посещал его, думал о том, что у нас сапожник без сапог. Там, что творят ребята, — уму непостижимо. А в Беларуси мы не можем освоить, все продаем на экспорт. Ну так давайте освоим хотя бы один процент того, что эти, по-хорошему говоря, «умные яйцеголовые» люди делают.
2011. «Яйцеголовые» помогают расследовать теракт в минском метро.
Под «яйцеголовыми» Лукашенко понимает не только айтишников из ПВТ. Например, этим эпитетом он наделил и технических специалистов из Ситуационного центра при КГБ, которые расследовали теракт в минском метро:
— И вот они тщательно, по миллиметру, используя технику в Ситуационном центре Президента (есть в КГБ Ситуационный центр Президента страны, откуда я вижу все, что мне надо видеть), вот эта группа «яйцеголовых» наших ребят собралась, и она вычислила несколько вариантов, и главный был этот. И они по миллиметру прошлись за ночь (они двое суток не спали, и я им звонил ночью, через каждые 2 часа, жим был жуткий с моей стороны, мы не могли уже не раскрыть это преступление).
2015. Дело Прокопени и «бедные айтишники наши».
Весной 2015 году был задержан Виктор Прокопеня по обвинению в неуплате налогов. Вопрос о его деле прозвучал на встрече Лукашенко с представителями негосударственных СМИ.
— Это я создал для них кластер — Парк высоких технологий, чтобы обеспечить этих яйцеголовых работой, чтобы они никуда не бежали. Они не платят никакие налоги. Что мешает работать? Бедные айтишники наши! Подавляющее большинство — 99,9% — с удовольствием работает и мне никаких претензий не предъявляет. А я продолжаю развивать этот Парк даже в это сложное время.
Тезис о создателях ПВТ будет меняться не раз: то Лукашенко сам его создал, то помог создать, то «все предложения исходили только от айтишников».
2016. Смена риторики: «яйцеголовых» впервые похвалили.
Выступая перед студентами Пекинского университета, Лукашенко высоко оценил достижения белорусской ИТ-индустрии и её лидеров: компаний Viber, EPAM и Wargaming. Ранее айтишники не удостаивались лестных публичных заявлений.
Сам президент так объяснял повышенное внимание к ИТ:
С тех пор Лукашенко в своих речах всё чаще упоминает айтишников и ПВТ и, как правило, — положительно.
2017. Курс на создание ИТ-страны, но шалить не стоит.
В декабре 2017 года был подписан «Декрет о ПВТ 2.0». Перед его подписанием Лукашенко объявил о решении сделать из Беларуси ИТ-страну.
— Так быстро и бурно развивается жизнь, и от этого никуда не уйти. И если мы в этой бурной жизни отстанем, значит, мы опять же будем страдать, что у нас чего-то не хватает. Речь идёт не просто о развитии ИТ-сферы и не только о высоких технологиях. Тема встречи гораздо шире. Ещё весной было принято решение о создании ИТ-страны. Название это условное, но всем суть понятна.
Правда, в другом выступлении «великих айтишников» предостерегли:
— Мало того, что хорошую зарплату получают, платят только подоходный налог, так ещё начали с компаниями, которым оказывают услуги, за границей открывать счета. И они им там сбрасывают на карточки деньги… То есть, начали уже в конвертах зарплату получать. Вот вам и айтишники…. Прекратите шалить, мы так будем смотреть — а потом поставим вас в один ряд со всеми. Чем вы отличаетесь, великие айтишники?
Но в целом айтишники всё больше завоёвывают уважение в глазах главы государства:
— Во время встречи с айтишниками меня поразило: с особой болью они отмечали, что им не хватает рабочих рук. Там рабочие руки, вы знаете, какие: мозговитые, высокоинтеллектуальные, умеющие разговаривать со многими современными средствами производства. Я говорю: «Хорошо, вам не хватает. Что вы предлагаете?». Слушайте внимательно: «Разрешите нам собственные деньги тратить на поддержку вузов и преподавателей, чтобы они готовили нужных для нас студентов». Я говорю: «Да господь с вами, с завтрашнего дня начинайте». Какие могут быть вопросы? Что я увидел за этим — они очень востребованные и возглавляют производства и компании очень доходные, прибыльные. Один из них сказал, что за год лично заплатил только подоходного налога $1,2 млн. Я, по-моему, не ошибся, не буду называть его фамилию. И это не самый высокооплачиваемый человек, который больше всех доходов получает. Что еще надо? Это хорошая работа. И они увидели, что не хватает рабочих рук. Работа есть, а людей не хватает.
2018. Первые плоды Декрета: «я никогда не был так поражён за свои годы президентства».
Об успехах белорусского ИТ Лукашенко с удивлением рассказывал в интервью российскому журналисту Сергею Брилёву:
— И вот мне один американец, который долго работает уже в ИT-сфере, говорит: «Вы знаете, как о вас говорят в мире?» Я думаю: «Ну, сейчас опять гадость какую-нибудь скажет».
Говорит: «Это у нас в Америке так говорят, поэтому мы к вам приехали, чтобы сделать некоторые вещи, которые мы не можем, — невозможные». Я тогда, за это ухватившись, думаю: «Ну, раз мы что-то можем, чего-то стоим, надо помогать этим айтишникам». И мы потихоньку шли к этим блокчейнам, криптовалютам, дошли до них. И остановились. Я пригласил айтишников: они все плачутся там, в средствах массовой информации, вплоть до оппозиционных, что-то им не хватает. Я собрал их и спрашиваю: ну, вы же яйцеголовые, умные все, чего вы плачете, с чем вы пришли? Смотрят на меня. Вот я вам, говорю, даю полгода срок, напишите все, что вы хотите, что вам сегодня мешает работать в Беларуси. Да, мы продвинутые и прочее. Время прошло, во что-то уперлись, что-то мешает. Ну, скажите? <…> Занялись. Через полгода приносят. <…> И я, не глядя, образно говоря, все подписал. Полная свобода. Налогов там, конечно, почти нет, кроме небольшого подоходного налога, но все деньги заработанные должны вернуться в страну. Все до копейки возвращают.
С сожалением Лукашенко вынужден признать: будущее не за сельским хозяйством и промышленностью.
— Это, конечно, модно, но дело не в моде. К сожалению моему, может, и к вашему, дело в том, что будущее нашей страны — не только в реальном секторе экономики и его развитии. А, может быть, и к счастью, потому что для реального сектора экономики, вы знаете, почти все сырье мы приобретаем. А вот ИТ-сфера и ее развитие, доходы от нее — это мозги, это человеческий капитал, и в этом плане мы можем очень много иметь для развития страны и для благосостояния нашего народа. От реального сектора мы никуда не уйдем — цифровизация обеспечит более эффективную его работу.
В послании народу и парламенту Лукашенко подвёл итоги года: курс на создание ИТ-страны продолжать.
— Год назад мы взяли курс на построение ИТ–страны. За это время заметно активизировалась работа Парка высоких технологий. Экспорт вырос на 25 процентов и впервые в истории Парка превысил миллиард долларов. Прошло всего 4 месяца с даты подписания Декрета «О развитии цифровой экономики». Сами айтишники назвали его революционным. По некоторым законодательным позициям мы стали в один ряд с самыми передовыми странами. И уже сегодня видно, что поступили абсолютно правильно. Вдумайтесь в эти цифры: в предыдущие годы в Парк в среднем вступала одна компания в месяц, а за первые 3 месяца нынешнего года, после принятых нами решений, — более 50. Это новые рабочие места, притом какие рабочие места, приток валюты в страну и дополнительные платежи в бюджет. Мы продолжим строить цифровую экономику. Правительству поручено внести предложения по созданию сильного и эффективного министерства в этой сфере. Здесь необходим вдумчивый подход, следует основательно изучить и просчитать все аспекты и нюансы работы новой структуры.
2019. «Вы мои дети».
За год история с подписанием Декрета обросла подробностями:
— Приведу пример — этот распиаренный наш проект по ИТ-сфере. Вот Турчин — он же не силовик, он вечный экономист. Он отвечал за внесение предложений президенту по ИТ-сфере, а предложения все исходили исключительно от айтишников. Одного даже из тюрьмы достали, не буду называть фамилию, вы его знаете. Ко мне пришли и говорят: вот парень, такой, сякой.
И от них (айтишников — прим. dev.by) исходили предложения, Турчин собрал документы, мне принёс. Я говорю: хочу ещё с ними поговорить. Потому что они предложили такие инновации, которые у меня вообще в голове не укладываются. А я увидел, что если мы даже ничего не получим, мы ничего не потеряем. Я их пригласил, Турчин за руку привёл. Говорю: за это, это и это будете отвечать. «Александр Григорьевич, согласны». Вот за это и это тоже. «Согласны». А чем отвечать? У них, у каждого, компания за 100 миллионов долларов, капитализация. Я подумал: им есть чем отвечать. Они мне принесли предложения, в правительстве их рассмотрели, как положено, и положили на стол. Я закрыл левый глаз, правым смотрел, где подписать, — подписал, сказал: идите, вот ваша ответственность. Какой тут кошмар? Силовики даже не слышали и не знают.
Лукашенко по-прежнему сетует на то, что «наступила эра роботов, хотелось бы это кому-то или нет». И предостерегает школьников: айтишниками станут не все, и в магазинах кому-то работать надо. Про реальный сектор забывать тоже не стоит:
— Не надо перед собой как штору вывешивать цифровизацию или другие понятия матерные и не матерные. Труд физический или не физический, человеческий труд всегда будет востребован. Человек обладает сознанием. Ребята, вы хорошие, толковые, вы — наш путь, перспектива развития, но не забывайте, что надо идти впристёжку с МАЗами, БелАЗами, МТЗ, и теми, кто сегодня работает в сельском хозяйстве. Вместо коровы телёнка никто не родит, без женщины ребёнка тоже никто не родит. Землю пахать, гайки точить, создавать продукты машиностроения и прочее — это останется еще надолго, если не навсегда.
В 2019 году Лукашенко посетил ПВТ (впервые без галстука), и там прозвучало знаменитое: «вы мои дети».
— Мы взяли с вами этот курс, и мы влево-вправо умышленно «хістацца» не будем. Мы будем идти прямо. Если надо где-то острые углы обойти, которые нам сегодня не нужны, мы их обойдем, но я вас поддерживал и буду поддерживать. Потому что по большому счету вы мои дети. Я своими руками, как умел, вас создавал, а потом вы выросли, начали предлагать, как идти (речь о ПВТ — прим.). Мы будем двигаться в этом направлении настолько эффективно, насколько вы этого захотите. Захотели вы криптовалюту, криптобиржу, майнинг и прочее, фермы создать… Вместе будем идти этим путем.
В очерёдном послании народу и парламенту Лукашенко заверил: курс на создание ИТ-страны остаётся неизменным.
— Парк — это один из проектов нашего будущего. Выработанный курс на построение ИТ-страны неизменен. Это действительно будущее нашего государства, не обладающего огромными запасами углеводородов. Государство заинтересовано в том, чтобы парк активно развивался и к нам приезжали лучшие специалисты, самые умные и талантливые люди из этой сферы: Украины, России, Запада, Америки, Индии. Мы всех приветствуем и создаём для них идеальные условия и будем это делать постоянно. Убеждён, что им будет комфортно не только работать, но и жить в стране. Главное, не сбавлять темпы роста и не отрываться от насущных потребностей экономики. Возможности, способности и разработки ПВТ должны работать в Беларуси и на Беларусь. Мы понимаем, что искусственный интеллект никогда не заменит человека, да и физический труд всегда будет востребован. Мы недавно дебатировали по этому поводу с нашими, как я их называю по-народному, умными яйцеголовыми в ПВТ.
2020. Буржуйчикам, которых Лукашенко создал вот этими ручищами, захотелось власти.
Летом, ещё до выборов, риторика главы государства в отношении айтишников не меняется. Он заочно спорит с Валерием Цепкало, который в ходе предвыборной кампании не раз заявлял о том, что создание ПВТ — его заслуга, а не Лукашенко.
— И только я знаю, чего это стоило. И заслуга не тех, кто бегает и кричит: я там что-то создал (чуть в тюрьму не сел в свое время). Это заслуга самих айтишников. В частности, последний Декрет, который был подписан в целях развития этой сферы, был подготовлен на основании предложений именно бизнесменов в сфере IT. Принесли документы, я, не глядя, их подписал. А чего глядеть было? Вопрос стоял так: или будем это иметь, или не будем. Они ответственно к этому подошли — сами айтишники. И они сегодня работают благодаря принятым этим решениям. Поэтому никто не должен мнить из себя великого человека, что он что-то великое сделал. Это сделали айтишники, и я благодарен им, что они порядочно поступили. И постоянно их поддерживаю.
— А решение по Парку принималось не только и не столько ради самих айтишников. Ведь что такое ИТ-парк? Это же миллиарды валюты для страны. Они зарабатывают их за рубежом, а оставляют здесь, и это огромный вклад в нашу экономику. Мощный ИТ-сектор — свидетельство уровня развития нации, и за этим будущее. Но «цифру» надо внедрять быстрее. Новые информационные технологии — это искусственный интеллект, умный город, услуги, общественная безопасность, собственные платежные системы, которые не зависят от транснациональных. Лидеры цифровизации в мире определены — это США и Китай. С ними мы обязаны договориться о прямом стратегическом сотрудничестве в этой сфере.
— Вот представь: 2 с половиной миллиарда долларов у них доходов, платят они всего лишь, по-моему, 8 или 9 процентов налогов в бюджет. Сейчас это уже приличная сумма на фоне других, но выгода больше для самих айтишников. Но синергетический эффект колоссальный! Мы образование перевернули. Под этих айтишников совсем другое образование. Мы создали массу новых специальностей: по ядерной энергетике, по космосу, по биотехнологиям. Преобразился внешний вид образования.
— События в Беларуси похожи на мелкобуржуазную революцию. У нас появились буржуйчики, богатые люди, айтишники, которых я создал вот этими ручищами, предоставив им такие условия, которых нигде лучше не предоставляют. Почему не могут — потому что страна спокойная, тихая, стабильная, иди гуляй — не хочу. И никаких налогов. Лучше уже не предоставишь. Эти категории появились, неплохо живут. Проедьте по окраинам Минска, посмотрите, в каких особняках. Конечно, не дворцы, как вокруг Москвы, но это же Москва. Но живут в хороших домах, чистенько, аккуратненько. И что им захотелось? А им захотелось власти. И так далее и тому подобное. Вот она здесь глубина этого конфликта. Это внутренняя причина.
Теперь достижения в ИТ оцениваются, как «небольшие»:
— Мы в 130 государств мира сегодня продаём продукцию. Это нормально. Но основной наш рынок, 48 где-то процентов сегодня — это Российская Федерация. Это огромная… Я уже не говорю другое, другие вещи. Это инвестиции, которые первое место России. Это самое современное… ну ИТ — ладно, мы делимся тут с Россией. Это небольшие достижения. Просто… не все понимают. Космос. Мы стали космической державой тридцати. 30 государств мира примерно. Небольшая Беларусь стала космической державой. Мы делаем спутники дистанционного зондирования, связи и прочее. Работаем с россиянами.
17 сентября на встрече с политическим активом страны Лукашенко объявил, что в ближайшее время на внутриполитическом фронте будет наведён порядок:
— Основные уроки мы вынесли. Мы знаем, где и с кем недоработали. В ближайшее время устраним — уже начали это делать — появившиеся недостатки.
Читать на dev.by