Как зарабатывать на приложениях с нуля. Опыт фрилансера с 10-летним стажем
Разработка мобильных приложений сегодня одно из самых перспективных и востребованных направлений в сфере IT. Пользователи в этой нише тратят в среднем 57,6 миллиардов долларов в год, а к 2025 году по оценкам PricewaterhouseCoopers (PWC) эта цифра вырастет до 335 миллиардов долларов.
Но легко ли сегодня фрилансеру зарабатывать на аппах с нуля?
Соло разработчик из Беларуси Алексей, разместивший на маркете свои первые приложения больше десяти лет назад, уверен, что с каждым годом это сделать сложнее.
О том, какие тренды сегодня управляют рынком, какое место в этом занимает маркетинг и какие моральные дилеммы возникают, он рассказал dev.by.
— Первое приложение мы с партнером написали около 10 лет назад. Тогда законы маркета были совершенно другие. Достаточно было найти свою нишу, предложить удобное решение конкретной задачи, и алгоритмы начинали работать. Мы сделали простейший конвертер для перевода единиц измерений из одной системы в другую. Помню, я разместил его на Android Market (сейчас Google Play), и уже через минут 40 мы получили первый отзыв от реального пользователя. Основой трафика была «органика».
Со временем положение разработчиков изменилось кардинально. И вот несколько сложностей, к которым стоит быть готовому стартаперу.
Конкуренция и авторские права
В среднем в 2021 году каждый месяц в Google Play Store выпускалось 100 000 новых приложений для Android — это в три раза больше, чем в Apple App Store.
— Поток настолько большой, что отследить что-либо практически невозможно, — отмечает разработчик. — Создаются новые, более универсальные приложения, некоторые конкурируют друг с другом на уровне идеи. Понятно, бывают и откровенные копии. Мы как-то заметили падение трафика, начали разбираться и обнаружили, что нашу линейку приложений полностью скопировали какие-то ребята из Малайзии: взяли идеи, повторили элементы интерфейса, иконок, и даже скопировали описание приложений дословно. На переписку с поддержкой Google ушло несколько месяцев, и их убрали с рынка. Правда, через какое-то время они снова появились.
— Опять же с развитием рынка и приходом бОльшего количества разработчиков серьезно осложнилась коммуникация с техподдержкой маркета, и к этому тоже надо быть готовым, — добавляет Алексей.
Стратегия развития с учётом требований площадки
Каждый маркетплейс диктует своим партнерам условия размещения. И чем крупнее площадка, тем таких условий, как правило, больше. Одно из недавних требований у Google Play, к примеру, — регулярное обновление приложений.
— В этом плане мы, если честно, попали в собственную ловушку, — признается девелопер. — На старте у нас была мысль захватить как можно больше ниш, и мы создали порядка 20 приложений: какое-то да выстрелит. Плюс приложения разрабатывались нативно для Андроид и iOS. Но сегодня обновить все их нам просто не под силу. Тестирование и поддержка, с учетом возросшего числа устройств, требований рынка и постоянных обновлений операционных систем стали каким-то неподъемным куском работы.
Так что любому стартаперу стоит продумать стратегию развития надолго вперед с учетом своих возможностей и рассмотреть вариант кроссплатформенных решений для экономии времени и средств на поддержку продукта.
Нет рекламы — нет приложения
Самореклама — основное условие современного маркетплейса. Хорошо, если есть деньги на крупную маркетинговую кампанию. Но обязательный минимум, особенно на начальном этапе, — это покупать рекламу у площадки, где размещено приложение.
Алексей говорит, что 30% от его дохода уходит в качестве комиссии маркету, еще 20% он тратит на рекламу.
В ином случае ни качество продукта, ни уровень ASO (App Store Optimization) не помогут: приложение просто будет невидимым для пользователя.
Покупка трафика
Такие критерии как количество звезд и объём трафика изначально вводились для пользователя: чтобы ему было удобно ориентироваться в большом потоке предложений. Но сегодня оба эти параметра стали предметом искусственного продвижения приложений.
— Покупка звезд стала просто повальной. Мне странно наблюдать за маркетологами, позиционирующими себя как профессионалов высшего уровня, работа которых сводится к приобретению «мертвых душ». Google пытается с этим бороться, но пока получается не очень, — комментирует собеседник.
Количество активных пользователей и трафик, в свою очередь, становятся ориентирами при покупке готовых приложений другими разработчиками. Как правило, потом они переводятся на бесплатную основу и новый собственник зарабатывает на рекламе.
— Периодически приходят письма с предложениями приобрести некоторые наши приложения. При этом из текста понятно, что покупатель даже не скачивал приложения и его интересует только трафик, — говорит девелопер.
Как зарабатывать на бесплатных приложениях
— Бесплатные приложения с одной стороны делают платные аналоги неконкурентоспособными, с другой — позволяют привлечь бОльший объем трафика, — рассуждает Алексей. — Приходится отказываться от продажи платных приложений и переходить на бесплатную модель с интеграцией подписки или рекламы. Подписка хорошо работает, когда пользователь регулярно использует приложение.
Инструмент подписки удобен еще и возможностью наработать собственную аудиторию. В таком случае нет проблем с распространением информации об обновлениях и выходах новых приложений.
— Раньше перед каждым выпуском нового продукта мы готовили пресс-релизы, заливали их на профильные ресурсы, откуда пользователям шла рассылка. Но недавно прикинули — наши аппы скачали не менее миллиона раз. Собирай мы адреса и телефоны людей, располагали бы сейчас колоссальным ресурсом. Тут, конечно, есть раздражающий элемент: оставление своих данных многим не нравится, и я их понимаю. Так что это еще одна точка для морального выбора, — рассуждает Алексей. — Наши приложения выступают в качестве разового инструмента — как измерительный прибор они решают определенную задачу. Поэтому для нас более приемлем другой способ: искусственно ограничивать функциональность приложения и предлагать просмотр рекламы для получения окончательного результата.
Как выжить самостоятельному разработчику приложений сегодня
Значит ли все вышесказанное, что самостоятельному разработчику без дополнительных средств на продвижение и изучения рынка сейчас нечего делать на современном маркете? Да, это так.
— Нет конкретной цифры по количеству денег, которые надо вложить на старте. Все как и с таргетом: стоимость рекламы здесь целиком зависит от ниши, гео и целевой аудитории. Например, в случае с бесплатным приложением стоимость рекламы может достигать 10 центов за 1 скачивание, а в России — 3. Вот и считайте, сколько вы хотите скачиваний, столько и надо влить денег.
Для платных аппов эта цифра вырастает до 1,3$ на американском рынке. При цене порядка 4$ за приложение дело выглядит стоящим.
— Но не забывайте про комиссию маркетплейса и его специфику. Например, вхождение на рынок продуктов для Android сегодня кажется более простым и не таким затратным. Чтобы делать программы для Apple, например, надо едва ли не каждый год обновлять свое «железо» — а это недешево. Также комиссия у них составляет 30%. Хотя и здесь идут интересные процессы. В Европе уже пару лет тянется антимонопольное расследование в отношении Apple из-за размера комиссии. И если ее размер будет снижен, как обещается, до 15% для мелких компаний, то расстановка приоритетов изменится.
Успех приложения тоже трудно предсказать — во многом он зависит от того, попадет ли апп в рекомендации (Featured apps). В публикациях можно встретить данные от 2018 года, которыми до сих пор оперируют аналитики: 45% разработчиков, представленных в маркете, зарабатывают более $1000 в месяц.
Для успешного бизнеса есть как минимум два «страховочных троса».
1. Считать собственные приложения своей «витриной» и работать на дополнительные сторонние заказы.
— Мы не раз выполняли заказы компаний с просьбой разработать индивидуальные решения под их нужды на основе наших приложений — например, измерение объектов с помощью камеры. А находили нас на маркете. Иногда это позволяет получить долгосрочное сотрудничество с последующей поддержкой продукта, — комментирует Алексей.
2. Изначально ориентироваться на идеи, которые позволят избежать большой конкуренции (наукоемкие приложения, оригинальный контент, решение задач для местных сообществ).
— Когда мы начинали, это было что-то новое, у нас была очень сильная мотивация, мы работали по 15 часов в сутки, и это приносило результат. Сейчас мы более осторожно подходим к выпуску новых продуктов, пытаясь поддерживать баланс: сколько времени я хочу уделить семье, а сколько работе, какой объем я способен потянуть и какую получу отдачу. Наверное, так правильнее относиться к бизнесу. Хотя для меня, это, конечно, больше, чем бизнес, — резюмирует наш собеседник.
Мы рассказывали историю программиста, который сделал приложение за три дня и зарабатывает на нём $500 в месяц, почитайте.
Читать на dev.by