Белорусский стартап Shople запустил одноимённое мобильное приложение для iPhone, демонстрирующее ассортимент одежды в офлайн-магазинах в реальном времени. О процессе создания сервиса dev.by расказал CEO проекта Бахрам Исмаилов.
Идея
— Есть такое дело — шопинг. Независимо от вашего отношения, рано или поздно нам всем приходится иметь с ним дело. Какими бы модными пристрастиями вы ни обладали, наверняка, не раз испытывали разочарование после многочасовых безрезультатных скитаний по торговым центрам.
Мы с командой уже какое-то время работали с технологиями индор-навигации и применением их в ритейле, потому проанализировали достаточно информации об индустрии, о шопинге и его психологии. Одно из исследований вполне однозначно показало, что для 90% респондентов возможность удалённо ознакомиться с ассортиментом магазинов одежды является наиболее предпочтительным функционалом любого мобильного продукта об офлайн-шопинге. Этот тезис и лёг в основу создания Shople.
Заняться этим проектом нас подтолкнула встреча с Игорем Мацанюком, в прошлом — вице-президентом Mail.Ru Group и основателем Game Insight. Мы много говорили об инвестициях, индустрии, после чего я однозначно утвердился в мысли, что проект о шопинге нужно делать на стыке офлайна и онлайна. И не столь важно решить какую-либо проблему — куда важнее найти способ оптимизации уже устоявшегося процесса, сделать его простым, в рамках уже имеющейся у людей привычки.
Цели и задачи
С самого начала это был коммерческий проект. Нам повезло привлечь к сотрудничеству таких профессионалов как Александр Бородич (экс-директор по маркетингу Mail.ru Group) и Игорь Перекопский (экс-финансовый директор Vkontakte). Конечно, их экспертиза оказалась крайне полезна на этапе формирования базовых гипотез.
Наша бизнес-модель строится на принятии простого факта: фэшн-ритейл зарабатывает на продаже одежды, объём продаж напрямую зависит от имеющегося у магазина трафика. Дальше подключается расположение торгового центра и непосредственно магазина в нём — существует прямая зависимость между этими факторами и экономическими показателями магазина. Важно отметить, что концепция нашего бизнес-решения для ритейла (b2b) формировалась на основе обратной связи, полученной в ходе интервьюирования представителей фэшн-ритейла.
Тенденции таковы, что мировой рынок онлайнового фэшн-ритейла (сегодня — около $100 млрд) ежегодно увеличивается примерно на 17-20% одновременно с ростом участия офлайн-игроков в виртуальном сегменте. Каждый бренд одежды, в широком понимании этого слова, целенаправленно изучает интернет-пространство и выстраивает новые связи с покупателями онлайн. Однако несмотря на это, офлайн-рынок фэшн-ритейла ($1,1 трлн) в 11 раз больше оборотов онлайн-сегмента. Именно поэтому сегодня так актуально и естественно сближение этих двух направлений торговли, что позволит внедрить плавные и безболезненные механизмы перехода к новым формам работы с покупателями.
Бизнес-задача нашего проекта — увеличение объёмов и качества клиентского трафика в конкретный магазин, являющийся партнером Shople. Звучит обыденно, хотя идея отнюдь не так проста. Поясню: крайне важным фактором является качество трафика. В нашем случае человек отправляется в магазин, уже утвердившись в мысли, что конкретно взятая вещь его привлекает — принятие подобного морального решения со стороны пользователя весьма позитивно влияет на конверсию из посетителя магазина в покупателя. В итоге, имеем неконкурентное преимущество в виде очень качественного трафика: пользователь получает нужную ему вещь, экономя время на поиски. Магазин же получает лояльный офлайн-лид. Win-win.
Конкуренты
К конкурентам можно отнести все онлайн-магазины (Wildberries, Lamoda, KupiVip) и сервисы по их агрегации (Wanelo, fancy и др.). Отдельно нужно выделить западные Shopkick и Spring — на них мы ориентировались при создании нашего UIUX.
Монетизация
Мы повышаем клиентский трафик магазина, за что получаем вознаграждение исключительно по факту выполнения «нашим» покупателем целевого действия. Это безрисковая форма сотрудничества, в которой оплата производится исключительно после реализации конкретного сценария. Чтобы было понятней, проведём аналогию между нашим инструментом и CPI (cost per install). Никаких раздуваний маркетинговых бюджетов ритейла (наших клиентов) за обещание увеличить их продажи инструментами, эффективность которых, как правило, невозможно измерить. Проще говоря, наш продукт позволяет офлайн-ритейлу применять инструменты, эффективно используемые в онлайн-ритейле.
Планирование
Мы старались делать всё по Полу Грэму и Стиву Бланку. Прежде, чем приступить к этапу активной разработки, провели десятки встреч с заинтересованными сторонами. Поскольку структурно Shople — это b2c, основанный на b2b, крайне важно было понять основные потребности потенциального клиента ещё на этапе планирования. Проще говоря, сперва мы узнали о проблемах фэшн-ритейла, и только затем начали думать, как их решить.
В конечном счёте, интервью себя оправдали: мы не написали ещё ни строчки кода, но смогли найти множество партнёров среди крупнейших фэшн-ритейлеров Беларуси. При подобном подходе к созданию продукта, который изначально заточен под нужды заинтересованных клиентов, проект де-юре становится cash positive ещё на этапе формирования основных задач. Верю, что в историях, схожих с нашей, именно такой подход является правильным, но как и всегда — время покажет.
Разработка
Активная работа стартовала в ноябре 2014 и продолжалась до марта 2015. Разработкой занималась команда из четырёх человек: по одному на дизайне и на iOS, двое на сервере (у нас очень красивый сервер). Среди них — экс-сотрудники Viber и MAPS.ME. Команда работала «фул-тайм» — мы закрыли раунд инвестиций от Venture Club и смогли безболезненно оставить работу вне проекта. К сожалению, не могу раскрыть условий сделки с Venture Club, ровно как и объём затрат на разработку продукта. Однако, если кто-то из читателей озадачен привлечением инвестиций, с радостью помогу советом и контактами.
Вот небольшая техническая справка:
- Back-end: Heroku, Go, MongoDB.
- Парсеры: Hetzner EX40-SSD, скрипты парсинга на PhantomJS + планировщик на Go.
- iOS: Swift, CocoaTouch.
Сложности
Проблема курицы и яйца. Поясню: не будет достаточного количества брендов — не будет пользователей, не будет пользователей — не будет брендов.
Представьте, что вам необходимо убедить представителей бизнеса начать сотрудничать при том, что у вас нет ни пользователей, ни продукта, в лучшем случае — качественная презентация. Совет тут можно дать только один: будьте настойчивы, придерживайтесь принципов деловой этики.
Итоги
Рано делать основательные выводы. На сегодня мы несколько дней как в App Store, и пока всё идет прогнозируемо-позитивно. Все метрики растут, наблюдается хорошая активность — базовые гипотезы подтверждаются.
На этапе запуска важно понять, насколько продукт востребован целевой аудиторией (ЦА) и способен ли он к виральному росту. И здесь важно не потерять голову и чётко ориентироваться на метрики и обратную связь от пользователей. Показатели будут позитивными лишь в том случае, если продукт действительно решает заявленную проблему, и не так важно получить 100 тысяч загрузок в первую неделю. Гораздо важнее качественно решить проблему 100 первых пользователей и при успехе — масштабировать его.
В нашем случае, разумеется упрощая, мы имеем две ЦА — это пользователи и фэшн-ритейл. Cегодня у нас 78-процентная конверсия из скачавших приложение в регистрирующегося пользователя. Удержание в разрезе недели — более 60%. Средний пользователь просматривает более 30 вещей за сессию. Фиксируются первые переходы в магазины.
Что касается бизнес-составляющей, с нами уже работают Benetton, Adidas, Motivi, Tommy Hilfiger, Ecco, Lacoste, Hunkemoller, Marc O'Polo, GUESS, Next, Tom Tailor и другие известные бренды. С момента запуска Shople к нам по собственной инициативе обратились пять новых брендов — мы прорабатываем возможные варианты сотрудничества.
Про удержание такой позиции говорить рано, но настоящая ситуация нас вдохновляет и очень радует, так как сегодняшняя версия приложения является MVP и в течение нескольких недель будет существенно усилена в функциональном плане.
Есть адекватная обратная связь от юзеров и клиентов: она оперативно анализируется и учитывается при обновлениях приложения, которые готовятся в эту самую минуту. Мы уже получили около 50 писем от пользователей, 80% которых — позитивные и несут советы и добрые пожелания.
Ошибки
Мы обожглись на этапе выбора партнёров, но никакой катастрофы — незаменимых не бывает. Наш совет — не стоит складывать все яйца в одну корзину. Диверсифицируйте всё, что можно, если это не отнимает катастрофически много времени.
Также были сложности на этапе формирования концепции продукта, поскольку мы не обладали необходимыми компетенциями и опытом в индустрии фэшн-ритейла. Поэтому здесь важно стучаться во все доступные вам двери и задавать правильные вопросы. Не надо стесняться.
Перспективы
Впереди подтверждение жизнеспособности бизнес-модели и, в случае успешного завершения этого процесса, выход на новые рынки.
В ближайшем обновлении приложения будет добавлена функция бронирования: пользователи смогут зарезервировать понравившуюся им вещь с указанием размера и приобрести её в удобное время в ближайшем магазине. Это стало возможным благодаря внедрению в магазины-партнёры системы Shople Assistant.
Релиз Android-версии планируется в течение месяца. Также будет внедряться много нового функционала, но при этом сохранится удобство и простота UI, лежащего в основе приложения. Другими словами, «hamburger button» вы не увидите.
И в заключение: мы планируем создать продукт, способный максимально упростить процессы, связанные с бытовым шопингом для максимально широкого круга людей. Наша цель не в создании приложения в котором вы проводите уйму времени, ставя «лайки» и делясь понравившимися картинками с друзьями — мы хотим создать инфраструктуру, интерфейс, который абсолютно незаметно встроится в саму модель шопинга и сделает его более приятным и полезным.
Поскольку у всех людей ожидания и потребности в шопинге разные, со всеми нами нужно уметь работать. Shople обязан научиться быть разным, решая в конкретно взятый промежуток времени конкретную проблему конкретного человека.
Полезные ссылки
- get.fabric.io — удобный инструмент для сбора информации о «крэшах» и статистики использования приложения.
- heroku.com — максимально простой деплой и масштабирование.
- flinto.com — удобный инструмент для создания интерактивных прототипов.
- pttrns.com — ресурс на котором отлеживаются последние тренды в дизайне приложений.
Как ВЫ это сделали
Хотите вынести ваш продукт на суд наших читателей? Пишите на editor at dev.by.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.