Как дела у айтишников из крупного аутсорса (и где они)
Спросили у айтишников из крупного (глобальный штат от 500 человек) аутсорса, что происходит в их компаниях.
Поучаствовали 711 ИТ-специалистов. Почти половина — разработчики. 41% — мидлы, 30% — сеньоры. Треть респондентов работает в ИТ 2-5 лет, 29% — 1-2 года.
Подробнее про участников
- Developer (software engineer) — 46,3%
- QA Specialist — 12,4%
- QA Automation Engineer — 6,9%
- Team Lead/Tech Lead — 5,8%
- Project Manager — 4,1%
- Business Analyst — 3,9%
- DevOps Engineer — 3,8%
- Delivery Manager — 1,5%
- HR Specialist/Recruiter — 1,4%
- Sales/Business Development Manager — 1,4%
- Architect — 1,3%
- Data Scientist — 1,3%
- DataBase/Administrator — 1%
- System Administrator — 1,1%
- Designer — 1,0%
- Product Manager/Product Owner — 0,8%
- Resource Manager — 0,8%
- System Analyst — 0,8%
- C-Level — 0,6%
- UI/UX Designer — 0,6%
- Marketing Specialist — 0,4%
- PR Specialist/Manager — 0,3%
- Support Specialist — 0,3%
- Account Manager — 0,1%
- Copywriter — 0,1%
- Другое — 2,0%
Из всех специалистов, принявших участие в анкетировании, 35% находятся не в стране. Большинство в настоящий момент продолжает работать в Беларуси (но из них 22% говорит, что готовит переезд).
Предложение релоцироваться получили от компаний 76% участников, на переезд согласились 43%. 16% не предлагали релокейт, 8% переехали по собственной инициативе.
Кто остаётся: проблемы и перспективы
Самая распространённая причина отказа от релокейта — семейные обстоятельства. Её указал 41% айтишников.
В инсайд-поле айтишники рассказали о других причинах. Среди них — распределение, неинтересные страны для релокейта, предлагаемые компанией, кредит на квартиру в РБ.
Например, одного из респондентов не устроили условия выплаты релокейт-бонуса: «Бонус начислялся строго при увольнении из беларусского офиса, при этом принимающая локация оформляла 2+ месяца. Соответственно был выбор: либо ехать без бонуса, но с зарплатой и бонус получить после всех процедур, либо получить бонус, ехать и не понимать, когда придут следующие деньги. Не устроил ни один из вариантов».
Что с работой и зарплатой в Беларуси
После начала войны в Украине аутсорсу стало сложнее искать и удерживать заказчиков. На сегодня это основная проблема компаний в Беларуси, её озвучили 50%+ айтишников, работающих в стране. Проблемы с денежными переводами отметили 6%, с корпоративными сервисами и доступами — 6%.
40% айтишников отметили заморозку найма, 21%+ — заморозку пересмотров зп, 20% — сокращения.
Между тем 5% участников считают, что компания динамично развивается в Беларуси, у сотрудников хорошие перспективы.
Что дальше?
Больше половины респондентов не против и дальше работать на свою компанию в Беларуси. Треть хочет присоединиться к её зарубежному офису, столько же — ищет более интересное релокейт-предложение.
При этом 13% готовы рассмотреть варианты работы на российский рынок, примерно столько же — на внутренний.
5% не исключают уход из ИТ.
Кто уехал
Из 711 участников анкетирования 250 уже не в стране — они в Польше (51%), Грузии (18%), Литве (13%), Узбекистане (3%) и других странах. Большинство релокантов-участников анкеты (76%) уехало из Беларуси в этом году.
64% участников анкетирования отметили, что их компании релоцируют всех желающих. Остальные отмечают ограничение по уровням (16,3%), проектам (15,1%), позициям (8,8%).
Что с работой и зарплатой у релокантов
У почти 40% релокантов после переезда зарплата нетто не изменилась по сравнению с зарплатой в Беларуси. Остальным (не всем) повезло больше — их зарплата выросла на 10-50%. Некоторые стали получать чистыми в два раза больше, чем в Беларуси.
Но у части релокантов зарплата нетто, наоборот, упала на 15-30% в основном из-за налоговой нагрузки. «Зарплату гросс подняли на 15%, но нетто просела на 20% относительно беларусской. Ослабевший евро только ухудшает разрыв», — пожаловался один из респондентов, работающий в Литве.
При этом у 15% релокантов ситуация с зарплатами не изменится в этом году, так как компании заморозили пересмотр.
Бонусы при релокации
Треть специалистов переехали без бонусов от компании. В то же время около 50% получили до 1-3 тысяч долларов.
Несколько человек получили до 10 тысяч долларов, а два респондента указали, что получили больше 10 тысяч долларов. Один из них сеньор со стажем в ИТ 5-10 лет, второй — лид со стажем в ИТ 2-5 лет.
Как компании «привязывают» релокантов
Половина айтишников отметили, что компания не связывала их никакими обязательствами (или плюшками) при релокейте.
45% указали, что в случае досрочного увольнения придется вернуть затраты компании на релокейт или бонус. «Если увольняешься, отработав меньше полугода — обязан полностью вернуть бонус, если от полугода до года — пропорционально отработанному времени», — пояснил один из респондентов.
Кто вернётся
43% релокантов из крупного аутсорса планируют в перспективе вернуться в страну при условии изменения ситуации. 2,5% хотят вернуться в ближайшее время.
Между тем 36% не планируют возвращаться, а 17% пока не определились.
Читать на dev.by