Игры всё, придётся обратно в скучный финтех? Большой ресёрч — технологии
Во второй части ежегодного ресёрча беларусского ИТ мы обращаем внимание на технологический профиль программистов. Давайте посмотрим, какие технологии наиболее востребованы рынком и активно развиваются.
Если на портрет беларусского айтишника влияет локальный шторм, то в технологическом срезе — в первую очередь общемировые тренды в индустрии.
Кардинальных изменений в техностеке, конечно, нельзя ожидать на короткой дистанции. Но некоторые тренды всё же можно выделить.
Главное
Python > Java
JavaScript застыл на месте
Fintech/InsurTech + E-commerce > 45%
TypeScript и Python в погоне за JavaScript
JavaScript, который 6 лет назад взлетел чуть ли не до дефолтного языка программирования, окончательно затормозил и сейчас стагнирует на показателе в примерно 25%. Оставаясь при этом самым распространённым в резюме разработчиков.
Его стремительно нагоняет родственный TypeScript и более суровый Python, который переживает вторую молодость и всё чаще фигурирует в вакансиях компаний.
.NET всё же смог закрепиться на рубеже в 9-10% (пару лет назад казалось, что начнёт уходить со сцены), а молодёжный и популярный Node.js притормозил и пока не стал законодателем мод в бэкэнде.
Java будет всегда, но даже рубеж в 20% от рынка разработки ей уже никогда не покорится.
PHP и Ruby уже скорее маргинальные увлечения, проигрывающие даже олдскульным C/C++.
Среди фреймворков ожидаемо удерживает лидерство React, но его перевес не выглядит особо впечатляющим, джаваскриптеры и тайпскриптеры привыкли работать с достаточно широким арсеналом тулов.
Angular продолжает погружение и уже через год будет на уровне Next.js или Vue.js, за которыми не стоит гиганта вроде Google с его возможностями.
Java разработчики при этом куда более консервативны и в большинстве своём всегда будут использовать Hibernate и Spring.
Gradle и Maven среди сборочных тулов сохраняют паритет.
Fintech и E-commerce, а про игры можно начинать забывать
Возможно, интегрировать очередную платёжную систему или разрабатывать бесконечные опции для шоппинг-порталов не так увлекательно, как двигать вперёд IoT или технологии автопилотов для машин. Но в Fintech\Insurtech вместе с E-commerce работает уже почти половина беларусских айтишников.
Это означает и больший интерес к подобному опыту у работодателей.
Геймдев, который долгое время был одним из локомотивов отрасли, всё больше сдаёт позиции.
Вслед за разделившимся Wargaming последовало исчезновение Apalon и сокращения в связи с релокациями в других игровых компаниях и офисах. Здесь сложились как локальные, так и глобальные факторы. Игровой индустрии сейчас в целом тяжело, после ковидных прорывов и инвестиций наступает рыночное «похмелье».
Medtech не оправдал надежд менеджеров компаний — не стал сектором, который продвигается семимильными шагами. Но после некоторого падения интереса смог сохранить позиции и проекты.
Отдельно стоит отметить ERP, который медленно, но верно растёт до заметных значений. Энтерпрайз проекты — как ремонт: их нельзя закончить, только остановить, поэтому их будут доделывать даже на фоне стагнации рынка разработки.
Python основной язык в Server\Cloud
Вполне ожидаемо в вебе царит JavaScript и TypeScript.
Но нужно отметить, что и остальные технологии не сходят со сцены и удерживают примерно тот же уровень, что и год-другой назад.
Возможно, Python не стал основным языком для Server/Cloud разработки, но он вышел на первое место и в отличие от тех же «скриптов» не может считаться вспомогательным или интерфейсным.
MacOS продолжает догонять Windows, но более медленными темпами. Похоже, всё идёт к тому, что разработчики будут использовать обе ведущие операционные системы, как бы им ни нравилась та или другая.
Linux сохраняет свои позиции без каких-либо движений в ту или иную сторону, у него своя аудитория и специфика.
Visual Studio Code остаётся самым популярным инструментом для большинства технологий. Даже среди Swift, Java и PHP разработчиков, где монополия у Xcode, InteliJ IDEA и PHPStorm, от трети до половины программистов используют и Visual Studio.
А самое интересное для следующего опроса — уже уровень использования ChatGPT среди разработчиков.
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
dev.by искал молодых людей, которые поступили этим летом в вузы за границу, — отозвались 4 человека. Двое выбрали Польшу, ещё двое Россию (для одного это временный вариант, он планирует перепоступить в следующем году).
Спросили у ребят, как они выбирали вузы, куда поступали одноклассники и как на выбор повлияло вторжение России в Украину (и вчерашние новости о мобилизации).
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
«Строительная отрасль полностью дисфункциональна», — говорит СЕО EnCata Олег Кондрашов. И предлагает «реанимировать стройку»: повторить успех Генри Форда и запустить конвейер, который будет штамповать модульные дома. А ещё — запустить мобильные заводы с этими конвейерами.
Первый тестовый дом с железными стенами и окнами в пол уже построен — в нём 2 года как живёт СЕО. А сейчас в Великом камне достраивают тестовый завод.
Есть ли будущее у проекта и какое, рассказывает dev.by Олег Кондрашов.
Компания звонит по телефону — зовёт в ИТ без навыков и английского. У айтишников вопросы
Айтишники (и не только) жалуются, что им звонят по телефону из школы IT Overone и предлагают курсы для вхождения в ИТ без первоначальных навыков и английского.
Ну почему только в финтехе? И в екомерсе тоже можно на сотни лямов накосячить.
Мой ответ. Я в аутсорс компании. Работал на нескольких финтех и екомерс проектах. Нигде не было личной матответственности. Думаю в аутсорсе таких случаев большинство. В продакте не знаю как дела обстоят.
Не припомню такого. Ошибки страхуются по возможности, затем рассматриваются специальными отделами. Далее либо увольнение, либо работника просят публично рассказать о своей ошибке, почему она была совершена, какие уроки вынес и т.д. Часто получается так, что работник очень хотел сделать хорошо, но что то пошло не так.
Ставить на счет за ошибки какого-нибудь доходягу - это что то из мира развитого социализма.
Ещё чего. Ответственность только за бэкдор или вредоносный код. А так - это проблема инвестора и работодателя. Что-то я не видел желания разделить прибыль поровну между владельцами бизнеса и работниками. А как ответственность, то всегда пожалуйста. Короче, если ответственность, то и доходы поровну. А так - это просто пахнет шарашками. Неси ответственность за полстакана сметаны.
Не встречал таких. Хотя, будь я в топ менеджменте, может и да, предлагали бы. А так... Найди пойди дурней бабло делить. Даже любой дружный-предружный стартап будет делить прибыль только среди "родителей" и первых последователей. А пятый, десятый нанятый гребец, даже лид, получит мак, стол, кипяток и ЗП.
Пользователь отредактировал комментарий 25 апреля 2024, 13:50
За хождение по борде с jira тикетами никто опционы не даст.
Особенно на галере.
Придумайте как принести денег компании, тогда после 4-5 презентации может быть выпишут какой нить SAFT.
Законодательство многих стран ЕС разрабатывалось лавошниками для лавошников, и не предусматривает никаких опционов.
Абсолютно. В этом и есть суть разница между бизнесом и наемным трудом. Бизнес это не только про организацию процесса и прибыль, это в первую очередь про риски. Но наш хитро..й бизнес, прямо как в сказке про "Вершки и корешки", не оставляет попыток надуть гребца.
а как определить ответственного за ошибку? чья ошибка больше - кодера, ревьвюреа, тимлида, может повыше кого? Был случай - в кафке не сделали длт, не было такой таски. В итоге кто-то прислал нечитабельную мессагу в топик и контора просто получила счет в AWS +2,5к баков. Ну и кто тут виноват?
Финтех - это в большинстве случаев банки. Банки - это бесконечная бюрократия и размазанная ответственность, где все концы уходят в воду. Программист там пишет код по требованиям бизнес аналитиков, под управлением целой кучи менеджеров и команд по контролю. Если на него при этом еще и материальную ответственность повесить, связь с реальность будет окончательно потеряна
У меня как-то был баг на проде, который едва не стоил банку 10 миллиардов долларов. Баг был уровня “подставили плюс вместо минуса”, но много волос в ту ночь с пятницы на субботу посидело. Бизнес аналитики винили разработчиков, разработчики - аналитиков и QA, QA говорили, что им не дали prod quality данные, менеджеры ныли, что нам нужны другие процессы, инфраструктурная команда требовала забрать у всех доступ и так далее. Месяца два все шумели, потом как-то само собой улеглось, а на проекте появился еще один менеджер. На самом же деле, у нас был крайне плохо написанный код, состоявший из костылей и подпорок, минимум тестов, начальтво часто пропихивало фичи за пару дней до релиза. Плюс еще менеджеры очень боялись откатывать неудавшиеся релизы (их за это ругали), поэтому у нас и процедур таких толком не было. Каждый релиз - как последний. Вот и ищи, на кого тут повесить ответственность
В статье и не говорят, что это язык. Там просто облако тегов/технологий какое-то, где .Net стоит рядом с Bash. Мне в целом понятно, о чем речь, но кого-то сбивает с толку. Повезло платформам, где все называется одним словом. Под джавой тоже не стоит понимать только язык, если что
Пользователь отредактировал комментарий 25 апреля 2024, 22:00
да понятно что там и jre, jvm, javac... Но там хотя бы есть свой язык. А в ноде нет. Просто жабаскрипт код в браузере - запускается и работает. В браузере есть рантайм для жабаскрипта. А чтобы без браузера оно работало - нужен ноде.жс, он же рантайм вне браузера. В жабе это jre называется - рантайм енвайронмент
Ну, ок, я согласен, что видеть node.js, javascript, .net, bash, python одном списке - это странно. Авторы статьи могли бы разделить языки и платформы. Я помню тот опросник - там просто просили перечислить технологии - можно было Эксель и вязание вписать.
Сейчас довольно много народу пишет бекенды на JS и называет себя node-разработчиками. Я часто слышу фразы вроде "я пишу под ноду", вижу наклейки node.js на ноутах - мне плюс-минус понятно, что они имеют в виду и чем занимаются. А назвались бы JS-разработчиками - пришлось бы гадать. С джавой проще, потому что все ее ветки кроме энтерпрайза умерли. Никто уже не пишет на ней десктопы, фронтенды, не пытается заниматься AI, даже из мобилок ее вытеснили. Так что говоришь "джавист" - и сразу понятно, что ты энтерпрайз пилишь и жить не можешь без ооп.
Как бы да, но произвольный фронтовый js-код скорее всего не заработает на node и наоборот. Базовый язык и синтаксис одинаковы, да, но если рассмотреть полноценное реальное применение, то может быть и можно рассматривать как отдельные языки, хз.
Может наконец начнут делать что-то качественное, а не мобильные [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie] с концепцией pay to win. Видимо вся их целевая аудитория зумерков переехала в тиктак.
Какая-то сомнительная аналитика. Словно перевёрнутая сног на голову. Или для анализа писавшему не хватает понимания что и откуда растёт. Перепутано куча всего, где языки где технологии. Анализа откуда какой спрос появился и почему вообще опущено....
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Интересно было бы посмотреть у скольки % ИТшей в Fintech есть материальная отве́тственность за ошибки.
Пользователь отредактировал комментарий 25 апреля 2024, 09:04
Ну почему только в финтехе? И в екомерсе тоже можно на сотни лямов накосячить.
Мой ответ. Я в аутсорс компании. Работал на нескольких финтех и екомерс проектах. Нигде не было личной матответственности. Думаю в аутсорсе таких случаев большинство. В продакте не знаю как дела обстоят.
Не припомню такого. Ошибки страхуются по возможности, затем рассматриваются специальными отделами. Далее либо увольнение, либо работника просят публично рассказать о своей ошибке, почему она была совершена, какие уроки вынес и т.д. Часто получается так, что работник очень хотел сделать хорошо, но что то пошло не так.
Ставить на счет за ошибки какого-нибудь доходягу - это что то из мира развитого социализма.
Ещё чего. Ответственность только за бэкдор или вредоносный код. А так - это проблема инвестора и работодателя. Что-то я не видел желания разделить прибыль поровну между владельцами бизнеса и работниками. А как ответственность, то всегда пожалуйста. Короче, если ответственность, то и доходы поровну. А так - это просто пахнет шарашками. Неси ответственность за полстакана сметаны.
Нормальные фирмы предлагают опционы
Не встречал таких. Хотя, будь я в топ менеджменте, может и да, предлагали бы. А так... Найди пойди дурней бабло делить. Даже любой дружный-предружный стартап будет делить прибыль только среди "родителей" и первых последователей. А пятый, десятый нанятый гребец, даже лид, получит мак, стол, кипяток и ЗП.
Пользователь отредактировал комментарий 25 апреля 2024, 13:50
За хождение по борде с jira тикетами никто опционы не даст.
Особенно на галере.
Придумайте как принести денег компании, тогда после 4-5 презентации может быть выпишут какой нить SAFT.
Законодательство многих стран ЕС разрабатывалось лавошниками для лавошников, и не предусматривает никаких опционов.
Абсолютно. В этом и есть суть разница между бизнесом и наемным трудом. Бизнес это не только про организацию процесса и прибыль, это в первую очередь про риски. Но наш хитро..й бизнес, прямо как в сказке про "Вершки и корешки", не оставляет попыток надуть гребца.
а как определить ответственного за ошибку? чья ошибка больше - кодера, ревьвюреа, тимлида, может повыше кого? Был случай - в кафке не сделали длт, не было такой таски. В итоге кто-то прислал нечитабельную мессагу в топик и контора просто получила счет в AWS +2,5к баков. Ну и кто тут виноват?
На лицо преступный сговор с целью дискредитации ИТ, заказчика, сопутствующий вредительству и шпионажу в пользу Японии и Финляндии.
Финтех - это в большинстве случаев банки. Банки - это бесконечная бюрократия и размазанная ответственность, где все концы уходят в воду. Программист там пишет код по требованиям бизнес аналитиков, под управлением целой кучи менеджеров и команд по контролю. Если на него при этом еще и материальную ответственность повесить, связь с реальность будет окончательно потеряна
У меня как-то был баг на проде, который едва не стоил банку 10 миллиардов долларов. Баг был уровня “подставили плюс вместо минуса”, но много волос в ту ночь с пятницы на субботу посидело. Бизнес аналитики винили разработчиков, разработчики - аналитиков и QA, QA говорили, что им не дали prod quality данные, менеджеры ныли, что нам нужны другие процессы, инфраструктурная команда требовала забрать у всех доступ и так далее. Месяца два все шумели, потом как-то само собой улеглось, а на проекте появился еще один менеджер. На самом же деле, у нас был крайне плохо написанный код, состоявший из костылей и подпорок, минимум тестов, начальтво часто пропихивало фичи за пару дней до релиза. Плюс еще менеджеры очень боялись откатывать неудавшиеся релизы (их за это ругали), поэтому у нас и процедур таких толком не было. Каждый релиз - как последний. Вот и ищи, на кого тут повесить ответственность
Вангую - спустя пол года никаких качественных изменений не произошло.
зарелизить в пятницу вечером на прод и уйти на выходные вот это по нашему! белорусьбанк , не?
Пользователь отредактировал комментарий 25 апреля 2024, 22:47
Не на столько в центре Европы. Да и откуда у Беларусбанка 10 миллиардов? А релизы в пятницу прекрасны - можно фиксить всю ночь и потом еще два дня
В Чехии так же.
В выходные интертернет банки традиционно на обновлении.
Это же не Бинанс какой то, ритейл и лавошники потерпят.
Node.js
а я чото думал что нода это просто среда исполнения жабаскрипта кода, а не язык программирования
А Java - это такой остров в океане и чай
из того, что забыл - еще мацацыкл и цыгарэты
Согласен вроде нода же просто "рантайм" для js?
Это рантайм, sdk, библиотеки, сборщик кода, менеджер зависимостей и т.д. Экостистема или платформа для бекендов на js
а где тут собсна язык?
В статье и не говорят, что это язык. Там просто облако тегов/технологий какое-то, где .Net стоит рядом с Bash. Мне в целом понятно, о чем речь, но кого-то сбивает с толку. Повезло платформам, где все называется одним словом. Под джавой тоже не стоит понимать только язык, если что
Пользователь отредактировал комментарий 25 апреля 2024, 22:00
да понятно что там и jre, jvm, javac... Но там хотя бы есть свой язык. А в ноде нет. Просто жабаскрипт код в браузере - запускается и работает. В браузере есть рантайм для жабаскрипта. А чтобы без браузера оно работало - нужен ноде.жс, он же рантайм вне браузера. В жабе это jre называется - рантайм енвайронмент
Ну, ок, я согласен, что видеть node.js, javascript, .net, bash, python одном списке - это странно. Авторы статьи могли бы разделить языки и платформы. Я помню тот опросник - там просто просили перечислить технологии - можно было Эксель и вязание вписать.
Сейчас довольно много народу пишет бекенды на JS и называет себя node-разработчиками. Я часто слышу фразы вроде "я пишу под ноду", вижу наклейки node.js на ноутах - мне плюс-минус понятно, что они имеют в виду и чем занимаются. А назвались бы JS-разработчиками - пришлось бы гадать. С джавой проще, потому что все ее ветки кроме энтерпрайза умерли. Никто уже не пишет на ней десктопы, фронтенды, не пытается заниматься AI, даже из мобилок ее вытеснили. Так что говоришь "джавист" - и сразу понятно, что ты энтерпрайз пилишь и жить не можешь без ооп.
Как бы да, но произвольный фронтовый js-код скорее всего не заработает на node и наоборот. Базовый язык и синтаксис одинаковы, да, но если рассмотреть полноценное реальное применение, то может быть и можно рассматривать как отдельные языки, хз.
нет) это все тот же v8, просто нету объекта document. Ну и сервер рендеринг есть и вполне себе работает с фронтенд либами
нет, нельзя рассматривать. Это я сейчас как пишущий на ноде говорю. Точно такой же жс
Пользователь отредактировал комментарий 26 апреля 2024, 14:57
Может наконец начнут делать что-то качественное, а не мобильные [censored - П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://mstagmanager.com/pages/polzovatelskoe-soglashenie] с концепцией pay to win. Видимо вся их целевая аудитория зумерков переехала в тиктак.
Очевидно что в трендах Интеграл, Агат и БелОМО. Только не совсем из статьи понятно это Fintech или ERP
Это распил и коррупция. Инженерам там делать нечего, разве что только деградировать.
Компьютерным инженером в НИИ - престижно. А сервисной обслугой программного обеспечения в Fintech - стыдно.
Какая-то сомнительная аналитика. Словно перевёрнутая сног на голову. Или для анализа писавшему не хватает понимания что и откуда растёт. Перепутано куча всего, где языки где технологии. Анализа откуда какой спрос появился и почему вообще опущено....