Cеньоров всё меньше, за МКАД есть жизнь. ИТ в Беларуси-2019, часть 1
COVID-19 быстро терраформирует ландшафт белорусской ИТ-индустрии. Ещё месяц назад для большинства айтишников коронавирус был персонажем из мемов в рабочих чатах. Времена изменились: многие привыкли работать из дома, разбираются в типах масок и уже не будут удивлены длинному письму от CEO.
На этой волне dev.by фиксирует уходящий образ национальной ИТ-индустрии.
В конце 2019 года мы провели исследование рынка труда в белорусском ИТ уже в одиннадцатый раз и собрали 4058 анонимных анкет. Открываем серию отчётов на основе ежегодного опроса.
В первой части (из четырёх) — демографический и профессиональный портрет белорусского ИТ-специалиста или специалистки.
География и демография. За МКАД есть жизнь
Пора уходить от штампов про то, что за пределами столицы живёт только каждый десятый айтишник (но его никто не видел). На самом деле доля представителей регионов за 5 лет небыстрого роста достигла 13,5%. Один из драйверов — понемногу растущая популярность удалённой работы, когда сотрудник минской компании вполне счастливо живёт в Бресте или Гродно.
Гендерное распределение стабилизировалось на уровне три мужчины/одна женщина.
Десять лет назад сторонники гендерного баланса и мечтать не могли о подобных значениях. Но, как показывает исследование, существенных изменений в обозримом будущем вряд ли стоит ожидать. ИТ-индустрия завязана на технических специальностях, которые по-прежнему популярнее у мужчин. А на фоне кризиса значительно выросшая доля сопутствующих специальностей — от тестировщиков до аналитиков — может снизиться.
Кривая возрастов айтишников устойчиво сглаживалась год за годом: от графика практически нормального распределения к формированию плато — равноценных значений в широком спектре возрастов. И в 2019 году можно смело говорить о том, что в реестрах компаний в равных долях представлены специалисты от 22 до 32 лет. Это означает, что приток кадров в отрасль стабилизировался в годовом исчислении.
Средний возраст ИТ-специалиста зафиксировался, ему\ей 29 лет.
А ты точно сеньор?
Последние несколько лет индустрия выходила на то самое плато, поэтому росла доля специалистов с опытом в 1-2 года (в основном это студенты последних курсов и недавние выпусники). Кризис в мировой экономике ставит под удар в первую очередь именно их. Как минимум — с точки зрения развития карьеры и роста зарплаты, а в худших вариантах они наравне с джуниорами «до года» будут под угрозой сокращений.
Доля Senior специалистов достигла минимума за всю историю наблюдений. Можно предположить, что это в том числе результат усложнившихся и более чётких правил квалификации статуса во многих компаниях. Сыграло свою роль и увеличение числа продуктовых компаний, где проще относятся к классификации работников.
Это заметно и по среднему возрасту Middle и Senior специалистов, при изменении распределения айтишников по уровню он остаётся там же — 27,5 лет для мидла и 32 года для сеньора.
Неуклонно снижается доля менеджеров проектов и лидеров команд. С одной стороны, это многолетняя тенденция к увеличению проектов и команд в среднем. С другой, опять-таки ужесточение трактовок позиций, когда тим\тех лид — это не просто «самый сеньор» в команде, а специалист на позиции с чётко обозначенными функциями, менеджерскими и надзорными.
В соотношении функциональных единиц (разработчик, тестировщик, бизнес-аналитик) установился определённый паритет. На десять разработчиков — один аналитик и три QA. Вот только COVID может всё это перетрясти, во времена кризисов обычно первыми страдают сопутствующие специальности.
В бизнес-анализе женщин больше половины
Последние пару лет мы отмечали, что главной женской специальностью среди технических было тестирование. Сейчас же пальма первенства принадлежит бизнес-аналитикам. В этой сфере женщин уже больше половины.
Среди разработчиков доля женщин остаётся на уровне 10%.
Средний возраст не очень сильно зависит от должности, разбежка между функциональными позициями и менеджерскими не превышает 5 лет. Все в одной лодке и в одной парадигме, исключения — больше в рамках частных случаев.
КСиС, ФПМИ и JavaScript
БГУИР, БГУ — половина айтишников так или иначе оттуда. Если углубиться, то в более-менее крупной компании можно сразу встретить сокурсников из КСиСа или ФПМИ. Доли других университетов, за исключением БНТУ, остаются незначительными.
Региональные вузы не способны изменить ситуацию, количество ИТ-выпускников там совсем невелико.
Растёт в индустрии и число «самоучек».
Как бы ни менялась ситуация с потоком абитуриентов и его гендерным распределением, основные технические факультеты продолжают выпускать в основном мужчин, а изменения год от года больше напоминают флуктуации в массе респондентов.
КСиС и ФПМИ остаются чисто программерскими факультетами, у первого и вовсе три четверти выпускников занимаются именно разработкой. Тестировщиков больше всего на факультетах, чуть более далёких от алгоритмирования и фреймворков на каждой лабе.
С JavaScript работает большая часть разработчиков независимо места получения образования. Это такой мастхэв, без знания которого на том или ином уровне сейчас чаще всего никуда.
Выпускники БГУ чаще склонны поупражняться с Python’ом.
К нагрянувшему вирусу белорусская ИТ-индустрия подошла в максимально сформированном виде. Вопрос в том, удастся ли сохранить такой порядок, когда глобальные рынки переживают беспрецедентный уровень потрясений.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.