После ряда статей о проблемах высшего образования (например, эта и вот эта) я задался вопросом — а как выглядит система высшего образования с точки зрения бизнеса? Накопившиеся в вузах большие и маленькие проблемы системы подготовки специалистов самым непосредственным образом касаются конечного звена — заказчиков. Я сформулировал два вопроса и попросил представителей четырех крупнейших ИТ-компаний Беларуси дать на них ответ.
Вот что из этого получилось
Вопросы, связанные с количественной и качественной структурой студенческой массы, регулярно муссируются в обществе. Что лучше — увеличивать набор студентов на перспективные специальности (ПВТ заявляет, что в текущем году мог бы открыть еще 2500 рабочих мест, но некому работать) или сосредоточиться на качестве знаний (менее 50% выпускников попадает на работу в компании-резиденты ПВТ, и это еще не самый худший вариант, так как из некоторых групп устраивается от силы 30%)? Поэтому свой первый вопрос я сформулировал так:
1. Как вы считаете, что лучше — увеличивать набор на ИТ-специальности или концентрироваться на процессе отбора студентов и повышении качества их обучения (цель: повысить процент тех, кто сможет отвечать требованиям, предъявляемым к специалистам работодателями)?
Не секрет, что крупные компании сотрудничают с вузами. Как правило, сотрудничество выражается в том, что компания открывает собственную лабораторию, в которой осуществляет допподготовку до стандартов, принятых в компании. Иных форм сотрудничества особо не наблюдается. С одной стороны, все компании занимаются примерно одним и тем же — проводят краткосрочную подготовку типа «курс молодого бойца». С другой — фактически являются конкурентами в борьбе за трудовые ресурсы. Вполне очевидно, что если бы система образования справлялась с задачей подготовки более-менее приемлемых кадров для ИТ-отрасли, то это устроило бы всех: не нужно было бы вкладывать средства в собственную инфраструктуру, можно было бы сократить текущие издержки. Фаза конкуренции за ресурсами осталась бы, но перешла с момента отбора на тренинги на момент выпуска с тренингов. Мне хотелось узнать, готовы ли наши ИТ-компании к более решительным шагам, чем просто выстраивание дублирующих структур в виде лабораторий, к иным способам сотрудничества с вузами? И поэтому второй вопрос я сформулировал следующим образом:
2. Многие компании пытаются самостоятельно отбирать наиболее перспективных студентов и доучивать их в собственных центрах подготовки. Не настало ли время объединиться всем крупным ИТ-игрокам с целью координации своих действий в области высшего образования, а не действовать поодиночке? Выгода в таком случае очевидна: взяв под свой контроль сферу образования, можно улучшить процесс обучения, повысить качество образования, увеличить количество потенциальных работников, что в итоге снизит дефицит кадров, а значит, несколько охладит перегретый рынок труда…
Эти вопросы я адресовал четырем компаниям. Решились ответить только две. В одной компании мои вопросы просто проигнорировали. Ну что ж, тоже вариант: возможно, произошла техническая накладка с почтой. Во второй компании после двухнедельного размышления решили на вопросы не отвечать, так как у них отсутствует четкая позиция по данным проблемам. Жаль, конечно, но это, вероятно, тоже показатель того, как пытаются строить свои отношения с вузами отдельные, занимающие ведущие позиции, игроки на ИТ-рынке.
Две крупные компании не проигнорировали мои вопросы и решились высказать свое мнение. Итак, ниже — ответы представителей компаний ЕРАМ Systems и Itransition.
Святослав Куликов, к. т. н., Training & Education Manager EPAM Systems
1.
Я считаю, что на данный вопрос следует посмотреть под несколько иным углом — с точки зрения профориентации. В настоящий момент на ИТ-специальностях, к сожалению, обучается достаточное количество студентов, в свое время сделавших не самый оптимальный выбор. Эти безусловно талантливые в своих областях знаний ребята оказались «не там». Если не исправить ситуацию, то предложенные в вопросе альтернативы могут привести в лучшем случае к временной иллюзии улучшения ситуации, а в худшем (так, на мой взгляд, увеличение набора еще сильнее снизит «планку» отбора) — к ее значительному ухудшению.
Идеальным вариантом развития событий был бы такой сценарий:
а) оптимизация системы профессиональной ориентации;
б) постепенное повышение «планки» отбора на IT-специальности, совмещенное с повышением качества обучения;
в) после появления первых ощутимых изменений можно вернуться к вопросу о расширении набора, но делать это следует осторожно.
2.
Я не считаю, что каким бы то ни было компаниям стоит «брать под свой контроль сферу образования». Реалии таковы, что подобные решения принесут больше вреда, чем пользы. Что компаниям стоит делать — так это активнее искать формы сотрудничества с вузами, в рамках которого можно и нужно решать отдельные насущные задачи.
Что до объединения усилий ИТ-игроков в вопросах действий в области высшего образования, то при всей заманчивости идеи сейчас она едва ли реализуема. Возможно, какие-то отдельные шаги сделать можно, но глубокой интеграции не получится в силу множества объективных и субъективных причин. Если сказать более высокопарно — то для этого пока еще не пришло время, и попытки искусственно создать некий «гибрид всего» могут только отсрочить наступление того самого «времени икс», когда ИТ-игроки будут реально готовы к подобного рода шагам. Предпосылки к такой интеграции просматриваются уже сегодня, так как многие компании реализуют достаточно схожие сценарии по взаимодействию с учреждениями образования. Но еще раз подчеркну: всерьез говорить об объединении усилий можно будет тогда, когда необходимость подобного шага перейдет из разряда «заманчивой идеи» в разряд «самоочевидного следующего шага».
Сергей Гвардейцев, генеральный директор Itransition
1.
Я всегда рад, когда удается найти легкое решение сложной проблемы. Но мне кажется, здесь не тот случай. Недостаточно сказать: «Давайте меньше принимать абитуриентов на ИТ-специальности, значит, увеличится конкурс и повысится уровень знаний». В ближайшие годы страну ожидает «демографическая яма», и количество поступающих в вузы молодых граждан Беларуси никак не увеличится.
В целом для меня странно слышать, что можно «не концентрироваться» на процессе отбора. Есть очевидные вещи: система отбора абитуриентов существует, она создана на государственном уровне, и делать свою собственную, «айтишную», для некоторых вузов и некоторых специальностей не получится.
Давать советы профессионалам — неблагодарное дело, я не считаю себя вправе чего-то требовать от нашей системы образования. Я очень высоко ценю белорусское инженерное, математическое высшее образование и благодарен людям, которые поддерживают эту сложнейшую систему на своих плечах. Несмотря на все трудности и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в последние десятилетия. Я убежден, что если преподаватели качественно и профессионально выполняют свою работу, то не потребуется принимать странные решения: увеличивать набор, либо концентрироваться на отборе, либо делать то и другое вместе. А мы в свою очередь как «базовая» организация для ряда вузов будем стараться помочь и поддерживать преподавателей по мере необходимости.
2.
Я совершенно не вижу необходимости брать под какой-либо дополнительный контроль сферу образования. То, что сегодня часть выпускников, пусть в некоторых вузах и на некоторых специальностях довольно значительная, идет работать на предприятия Парка высоких технологий, не дает прав руководству этих предприятий приходить в учебные заведения и, как «слон в посудной лавке», все перестраивать под себя. Не нужно превращать университеты в ПТУ. Высшее образование дает фундаментальные знания, расширяет кругозор студента до уровня, когда он сам на этом фундаменте может продолжать учиться всю жизнь.
А мы уже поможем сделать обучение, так сказать, «практико-ориентированным». Только в нашей компании ежегодно проходят практику несколько сотен студентов. Мы не «доучиваем» их, а показываем, как реально сегодня работает производство, какие знания востребованны, в какую сторону можно развиваться.
На мой взгляд, координация действий резидентов ПВТ в направлении поддержки высшего образования неплохо работает на сегодняшний день. У меня нет точных данных, но с момента создания Парка высоких технологий объем инвестиций резидентов в белорусские вузы составил довольно крупную сумму, я полагаю. Созданы десятки, если не сотни, лабораторий, филиалы кафедр на предприятиях, регулярно проходят совместные обучающие мероприятия. Но «ведущими» в этой связке, на мой взгляд, безусловно, являются вузы. Мы поможем и поддержим, но навязывать свое видение системе образования бизнес не должен.
Итак, позиции ИТ-компаний по этим вопросам приблизительно одинаковы: к сотрудничеству с вузами готовы, однако к масштабным преобразованиям еще нужно готовиться. Идет поиск форм и видов сотрудничества, которые скорее тяготеют к хорошо обкатанным, традиционным форматам — лаборатории, представительства, филиалы кафедр. И пока это оправданно. Но не за горами «новые вызовы» — демографическая яма, ухудшение кадрового потенциала вузов, снижение финансирования прикладной науки в ближайшей перспективе, отток кадров из системы образования…
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.