Вадим Богуш был назначен на должность ректора БГУИР в конце мая, до этого Вадим Анатольевич занимал пост первого заместителя министра образования. dev.by пообщался с ректором ведущего технического вуза страны о том, какие изменения последуют за его назначением.
О преподавателях и текучке
— В преподавательском составе технических вузов большая текучка — молодёжь из вчерашних студентов преподаёт в среднем 3-5 лет, а затем уходит в ИТ-компании. Как можно справиться с этой проблемой?
— Для того, чтобы понимать, существует ли проблема, и делать выводы, нужно иметь данные по миграции преподавателей в вузах, по увольнениям и приёму. К тому же я не раз отмечал, что и взросление и смена места работы — это естественный процесс.
У меня сейчас другая задача — выстроить систему, которая будет поддерживать преподавателей и стимулировать молодёжь работать в университете.
— И каким образом это можно сделать?
— Через систему моральных и материальных стимулов.
— Сколько времени понадобится на внесение изменений в систему?
— Столько, сколько будет необходимо, чтобы она была хорошо выстроена и затем заработала.
— Процесс адаптации и утверждения учебных программ, признают преподаватели, совсем не прост. Обычно они говорят о груде документов, которые необходимо составить, заполнить. Будет ли минимизирован бумажный труд?
— Во-первых, процесс должен быть упрощён. Подходы будут изменяться. В том числе и на законодательном уровне — в новой редакции кодекса об образовании предусмотрен переход к примерным учебным планам и программам.
Конечно, я уверен, что мы сможем оптимизировать бизнес-процессы и внутри университета.
Во-вторых, что касается изменения содержания программ, я уже об этом говорил: мы каждый год их обновляем, преподаватели привносят свои собственные, а также мировые разработки.
— Остаётся ли в программах БГУИР место для фундаментальных наук?
— Конечно! Фундаментальная подготовка как была, так и остаётся важной составляющей высшего образования. Но не нужно забывать, что, например, даже в такой консервативной науке, как математика, происходят изменения.
— Как преподаватели отслеживают эти изменения?
— Читают научную литературу, проводят исследования.
О том, как программа учитывает пожелания компаний
— Учитывают ли технические вузы пожелания компаний? И как именно БГУИР адаптирует учебные программы под эти пожелания?
— Конечно, учитывают: мы постоянно взаимодействуем с ИТ-компаниями.
И это не какой-то периодический процесс — «от сессии до сессии» — а постоянная работа. Её ведут преподаватели, специалисты профильных кафедр. Благодаря этой работе мы узнаём о новых разработках, получаем новые научные данные, и думаем, как интегрировать всё это в образовательный процесс.
В настоящее время процесс интеграции проходит быстро, потому что информация находится в свободном доступе. Главное — чтобы она была достоверной, имела научное обоснование и практическую значимость. Сначала проходит этап проверки, затем — интеграции в теоретическую часть курса. Затем идёт разработка практических компонентов курса. Чтобы те или иные механизмы либо зависимости можно было внедрить в практику и сформировать у студента нужную компетенцию.
— Может ли преподаватель изменить программу? Оперативно.
— Да, может. Например, осенью преподаватель может внести изменения в рабочую программу курса, который будет читать в весеннем семестре. Хотя, как правило, мы стараемся, чтобы общий объём всей программной документации был готов ещё к 1 сентября. Заданный вами вопрос в основном касается спецдисциплин.
— А ИТ-компании, сотрудничающие с БГУИР, могут давать советы и вносить изменения?
— У нас более 50 партнёров — EPAM, ZTE, Huawei, Cisco и многие другие компании. И в каждой работают профессионалы, которые хорошо знают, сколько «муки» следует добавить в «тесто», чтобы получить желаемый продукт.
Как правило, если компания всерьёз заинтересована в чём-то, задержек со стороны университета не бывает. Иногда мы можем взять дополнительное время на то, чтобы улучшить материальную базу, адаптировать ту или иную разработку к образовательным нуждам. В целом же, я хотел бы, чтобы на это уходило minimum minimorum — минимальное время, необходимое, чтобы обеспечить эту интеграцию.
В БГУИР также преподают сотрудники ИТ-компаний. Более того, мы планируем расширять эту практику и приглашать зарубежных экспертов, если в этом будет необходимость. Но тут следует заметить, что у нас в стране очень много компетентных специалистов в ИКТ.
Об английском языке
— Слабое владение английским — один из тех больных вопросов, которые регулярно обсуждают на встречах айтишников и представителей вузов. Эта проблема будет решаться?
— Надо понимать, что всё зависит от самого студента. Абитуриенты, прилежно изучавшие иностранный язык в школе, демонстрируют неплохой уровень знаний — многие из них даже говорят свободно. В БГУИР целых две кафедры иностранных языков: у студентов есть возможность как продолжить изучение, так и освоить английский с нуля.
Если говорить о применении языка в профессии, то у нас есть идеи на этот счёт. В том числе можно привлекать студентов с высоким уровнем языковой подготовки. Но специфика изучения иностранного языка такова, что его нужно постоянно использовать. Выполнять задания, работать с профессиональной литературой на английском, ежедневно общаться не только в быту, но и на работе. У нас существуют механизмы интеграции таких заданий в общий учебный процесс, а также система поддержки для тех, кто желает изучать дополнительный язык.
Но главное — мотивация самих студентов. Без неё ничего не будет работать.
— Мотивированы ли студенты изучать языки?
— Те, кто хочет знать английский, — да. Но есть и те, которые не хотят. Всё очень просто.
Об университете нового типа и ИТ-образовании в целом
— Время от времени ИТ-профи со скепсисом отзываются об уровне академической подготовки молодых программистов. А компании говорят, что приходится доводить джуниоров до нужного уровня.
— Приведу такой пример: молодой повар — вчерашний выпускник — не сможет в первый же день работы в дорогом ресторане удивить всех фирменным блюдом. Он пока не посвящён во все тонкости. Но это лишь дело времени.
И академическая подготовка, и практика в компаниях важны в системе высшего образования. Ведь смысл его в том, чтобы специалист обладал базой, которая позволит ему решать практические задачи, при этом он должен делать это быстро, тратя минимум времени на адаптацию. Именно поэтому БГУИР тесно работает с компаниями и предприятиями, которые могут трудоустроить выпускников.
— Один из основателей EPAM Леонид Лознер опубликовал на dev.by колонку о том, что в стране необходим университет нового типа, который стал бы центром для молодёжи из Центральной и Восточной Европы. Может ли таким центром стать БГУИР?
— Этот вопрос требует отдельного обсуждения. Проблематика развития вузов активно дискутируется в научных, профильных изданиях и, несомненно, требует системного и комплексного подхода. Формат интервью достаточно узок, чтобы детально и профессионально его раскрыть.
— Будет ли БГУИР и дальше поощрять студентов, которые учатся и одновременно работают в ИТ-компаниях?
— Слово «поощрять» не совсем корректно подобрано. Я считаю, что это неплохо, когда студент на старшем курсе совмещает учёбу с работой, когда он делает дипломный проект с учётом своих рабочих задач. Именно поэтому процедура трудоустройства у нас, в отличие от многих других университетов, начинается заранее. Уже в октябре-ноябре студенты последних курсов определяются с местом работы.
Никто не мешает студенту БГУИР работать, но важно, чтобы он мог грамотно спланировать своё время так, чтобы и работа, и учёба гармонично дополняли друг друга. Вот это важно.
— Что в целом думаете об ИТ-образовании в стране? И о том, которое даёт БГУИР, в частности?
— Я уже говорил об этом в интервью агентству «БЕЛТА». ИТ-образование в стране развивается, и очень неплохо: не будь его, не было бы и заметных достижений в этой сфере. И БГУИР в этом плане один из самых открытых и динамично развивающихся вузов. Я думаю, мы эту динамику сохраним и разовьём. А это требует командной работы по многим направлениям.
Фото: dev.by
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.