10 лет назад в Минске появилась компания SoftTeco. Тогда приходилось работать по ночам, а главным проектом была разработка игры для первого из iPhone. Офис был маленьким, сотрудников не много, но заместитель директора Алексей Шевчик уверен: хотелось бы сохранить атмосферу того времени.
Начальным проектом была игра для первых iPhone
Подработать на полставки 10 лет назад пригласили Алексея Шевчика. Сегодня он является заместителем директора компании SoftTeco и рассказывает в интервью о том, как началась история компании.
«Весной 2008 года Сергей (технический директор) и Александр (директор) пригласили подработать меня на один проект, вокруг которого собирались создавать компанию. Мы начали делать платёжную систему на очень специфическом, но модном тогда языке – Erlang, и я должен был быть одним из четырёх разработчиков. Так всё началось», – говорит Алексей.
В компании было тогда всего семь человек, один проект и куча энтузиазма. Все это начиналось незадолго до финансового кризиса, который начался летом 2008 года. Уже осенью пришёл новый заказчик, который хотел делать игру для появившихся тем же летом iPhone. Apple iPhone-смартфоны тогда ассоциировались с деньгами и заказчик побыстрее выпустить игру и получить хорошую прибыль. Так в СофтТеко появился iOS отдел.
«Какое-то время я работал удалённо, а потом решил перейти на ставку. До этого момента всё было хорошо, правда, заказчик не особенно платил – это было самое начало iPhone, и он надеялся на «суперпрорыв»… Игру с ним так и не закончили, потому что не было чёткого понимания, что именно нужно, – говорит он. Появился только прототип.
– А в апреле наш единственный проект закрылся, и мы начали брать всё, что есть, спрашивать у знакомых, чтобы хоть как-то остаться на плаву. Был даже проект на три дня. Очень непростое было время. Старались все, чтобы остаться на плаву».
Осенью 2009 года наконец дела пошли лучше. Тот год стал периодом понижения зарплат во всей сфере белорусского IT, для некоторых компаний – годом сокращения штата.
«Хотя те гиганты, которые работали тогда, есть и сейчас. Им помогла, наверное, сила воли. Главы больших компаний поступили хитро: они собрались и одновременно решили, что понижают зарплату, – говорит Алексей Шевчик.
– В этом смысле кризис неплохо влияет, он делает ситуацию более здоровой. Бывает, приходит студент, который ещё не знает и ничего не умеет, но ему уже нужно платить “килограммы денег”. Сейчас рынок очень перегрет, и иногда запросы бывают неадекватными. Когда-нибудь всё может вернуться – кризисы цикличны. Надо быть готовым».
Проекты: от аналога Uber до сканера человеческого тела
Компания SoftTeco начинала с офиса площадью около 15м2, но коллектив рос, и со временем было решено искать другое место.
«Мы нашли офис в районе агрогородка Озерцо. Туда было не доехать, фура перегородит дорогу – мы все стоим. Там было холодно, а когда работало производство – очень шумно, даже в наушниках», – рассказывает руководитель.
Сейчас офис SoftTeco находится рядом с метро в современном бизнес-центре и занимает там несколько этажей. Направление работы – разработка под заказ для клиентов из ЕС, США, Израиля.
Коллектив вырос с 7 до 130 человек и занимается практически всем: мобильными приложениями, фрондендом и бэкендом, .NET, PHP, Java, JS, Angular... Из известных проектов на счету компании работа с одним из быстро развивающихся аналогов Uber. Из узкоспециализированных – проект для анализа качества дорожного покрытия, используемый инженерами-дорожниками.
Один из самых запомнившийся проектов невелик с точки зрения бюджета, но помогает конкретным людям – это сканер, создающий модель человека. С его помощью американская компания делает протезы людям, пострадавшим от рака.
И ещё один проект из последних – экосистема с камерой и мобильным приложением для анализа плача ребёнка. Это аналог радионяни, но с обработкой данных, которая позволяет, например, определить тревожность ребёнка.
«Начиная, мы могли работать чуть ли не ночь напролёт»
Главное, от чего зависит рост любой компании, как считает заместитель директора, это труд и немного везения.
«Все пишут книги о бизнесе, но это об успешных компаниях, чьи истории ничему не научат: как говорит наш директор Александр, мы все оказались в нужное время в нужном месте. Ведь никто не рассказывает о компаниях, у которых ничего не вышло.
И работать надо. Мы работали много и цеплялись за любых заказчиков, старались брать любые проекты. Начиная, мы могли работать чуть ли не ночь напролет чтобы успеть сдать работу.
Когда в компании 7, 10 или 20 человек, они выжимают из себя максимум, им почти не нужно ничего объяснять, а тем более контролировать. Думать нужно, когда появляется 50-60 человек: как поставить задачу, как донести свои мысли, как мониторить работу, как мотивировать на ее выполнение и так далее.
Сейчас у нас почти 130 человек, которые разбиты на разные команды. Организовать их помогает наш надежный и компетентный менеджмент: люди из менеджмента работают у нас очень давно.
Если менеджер в проекте мотивирован – тогда будет всё в порядке, но если нет – команда заметит, что ему неинтересен проект. Он перестанет быть человеком, к которому подойдут за советом, которого послушают. Найдётся другой лидер, и их видения могут не совпасть».
Зачем дарить MacBook?
От хороших сотрудников зависят перспективы компании и – что очень важно – без них не будет хороших заказчиков и проектов. Это одна из причин, по которым работать нужно не только со своими сотрудниками, но и с людьми вне компании.
«IT-шники почти не стареют, их средний возраст не увеличивается, и надо делать ставку на молодёжь», – добавляет собеседник. Для развития молодёжи SoftTeco сотрудничают с с ПВТ и БГУИРом, еще раньше – с БГУ. Компания проводит митапы, в университете сотрудники читают лекции, а прямо сейчас идёт конкурс IT-практик, приз в котором – MacBook 15”.
«Зачем? Надо знать, чем живёт молодёжь. Мы будем узнаваемы, какой-нибудь талантливый студент о нас вспомнит и придет на собеседование», – говорит заместитель директора компании.
Для развития нужны не только митапы, но и подходящая среда
Текучка специалистов в компании небольшая. Есть люди, которые пришли на последних курсах университета и работают по 5 лет, а их зарплата выросла в 8-10 раз. Основная задача – сохранить именно таких людей, как считает Алексей Шевчик.
«Как? Человек должен чувствовать, что к нему адекватное отношение, ему должен нравиться коллектив и ему должно быть комфортно работать, ему нужна хорошая зарплата. Тогда зачем уходить неизвестно куда?»
Эти люди справляются с главной задачей любой IT-компании – удержаться в седле, не упустить технологии и развиваться. Этому помогают условия для развития внутри компании, но одних митапов и публичных выступлений мало.
«Нужно, чтобы была подходящая среда, дух, как в книге “Вы наверное шутите, мистер Фейнман”. Среда и коллектив, которые подтягивают, мотивируют тебя на обучение, – считает собеседник. Он уверен, что если человек говорит, что ему не давали развиваться в предыдущей компании, то это неправда.
– Я сразу представляю картину, когда тестировщик открывает книгу по тестированию, но приходит начальник отдела и говорит: “А ну быстро закрой!”
Люди, которые строят корабли и думают о дальних странах
Обучение в компании нужно, чтобы узнать о новом и объединить коллектив. Впрочем, объединение происходит разными путями: в компании уже 9 лет ходят в водные походы.
«Из компании в 15 человек 8-10 шло в поход. Тогда у нас были на самом деле дружеские отношения. Сейчас уже в компании другие отношения, но в походы мы ходим по-прежнему», – говорит Алексей Шевчик. Кто-то организует велопоходы, кто-то играет по четвергам в настольные игры или водит коллег в музей пивоварения. В ближайших планах – отправиться в небольшое путешествие на яхтах это весной.
– В будущем хотелось бы видеть ту самую SoftTeco 10-летней давности, либо чтобы она трансформировалась во что-то другое, но атмосфера осталась той же. Теоретически если ядро хорошее, то так и будет.
Здесь можно вспомнить Экзюпери, который писал, что есть два пути: первый – построить корабль самому и увидеть дальние страны, второй – собрать людей, рассказать им про дальние страны, и они сами построят корабль. Думаю, второй путь интереснее. Если мы учили людей строить корабли и думать о дальних странах, то они научат и других».
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.