Обозреватель vc.ru изучил историю азиатской компании Foxconn, которая производит комплектующие для крупнейших мировых игроков рынка высоких технологий и регулярно подвергается критике за тяжёлые условия труда на своих заводах.
Читать далее…
Всё началось с пластиковых кнопок для телевизоров
Крупнейшие компании мира, как правило, не сами производят свою продукцию. Для большинства подобных брендов это метод удешевить производство. Это полезно и с точки зрения экономической ситуации в мире: лидеры обеспечивают работой жителей менее развитых стран. Таким образом, компании с миллиардными оборотами возникают там, где, как многим кажется, не существует развитого бизнеса.
В результате такого подхода на рынке появилось уже несколько глобальных производителей, среди которых одно из первых мест занимает Foxconn — тайваньская компания, выпускающая большую часть продукции Apple, Microsoft, Sony, Cisco и других известных корпораций.
История Foxconn начинается с необычайно активного основателя по имени Терри Гоу. Его отец, китаец по происхождению, был вынужден бежать в Тайвань по политическим причинам: он был членом партии Гоминьдана и сражался на стороне Чан-Кайши. Терри, настоящее имя которого было Го Таймин, родился уже в этой стране. Сначала он отучился в колледже, а позже пошел работать мелким клерком. Вскоре неинтересная работа наскучила будущему предпринимателю, и в конце 1960-х он отправился в США.
В сети очень мало информации о том, чем занимался Гоу в Штатах, но большинство источников сходятся на том, что будущий предприниматель заинтересовался происходившей компьютерной революцией и американским подходом к ведению бизнеса.
Как бы то ни было, в 1974 году Терри вернулся на родину и, взяв у родителей около $7,5 тысяч, вместе с братом открыл компанию по производству компонентов из пластмассы, получившую название Hon-Hai. Сначала здесь работало около 10 человек, и заказы, которые они выполняли, мало походили на производство новых iPhone, — это были пластиковые кнопки для телевизоров (по некоторым данным, одним из первых их заказчиков была компания Philips).
Больше, чем рядовой производитель из Тайваня
Терри рассчитывал сделать из компании что-то большее, чем рядового производителя из Тайваня, и стал искать способы усилить её позиции. Одна из самых распространенных легенд гласит, что случай свел Гоу с главой Тайваня по имени Цзян Цзян, мечтавшим об объединении Китая. Терри предложил ему другой вариант — экономическое воссоединение: если тайваньский бизнесмен откроет несколько заводов еще и в Китае, это позволит двум частям одного народа объединиться в труде. Так Hon-Hai получила неплохие инвестиции и возможность открыть заводы и в Тайване, и на территории Китая. Эта версия выглядит фантастичной, но нельзя исключать вероятность того, что так все и было.
Настоящий прорыв для бренда наступил в 1980 году. В это время компания получила крупного клиента в виде Atari, сделавшей заказ на коннекторы. Тогда Гоу отправился в США, где, как торговый агент, стал расхаживать по офисах крупных брендов, предлагая им услуги Hon-Hai. Благодаря своему упорству назад в Тайвань он вернулся с большим списком клиентов. Компании заказывали разъемы для материнских плат, корпуса и другие комплектующие. Это позитивно повлияло на доход бренда и окончательно убедило Терри Году в том, что аутсорсинговое производство — достаточно прибыльный бизнес.
Тогда же предприниматель изменил торговое имя компании на более звучное для иностранных клиентов слово Foxconn.
В 1983 году открылась первая фабрика компании в городе Тайбей. Объёмы заказов стали расти, что позволило Foxconn задуматься об интеграции в другие страны, где было бы достаточно рабочей силы. Первым стал Китай, куда бренд вошёл в 1988 году, — это удалось сделать, или повлияв на правительство Тайваня, как было описано выше, или, по данным других источников, воспользовавшись временным ослаблением политики закрытости КНР в конце 1980-х.
В 1991 году произошло первое публичное размещение Foxconn на Тайванской бирже. Несмотря на рост компании, Гоу избегал внимания прессы и редко давал интервью, комментируя события в нейтральной манере.
В 1994 году Терри начал задумываться над реализацией своей новой цели — более глубокой интеграции на флагманские рынки США и Японии, которые нуждались в дешёвых и высококачественных комплектующих. Для этого предприниматель использовал проверенный метод, благодаря которому он удачно интегрировался в Китай: открытие исследовательских центров и производств на территории стран. Идея оказалась верна: компании стали больше доверять бренду, получив возможность непосредственно общаться с частью разработчиков, вместо того чтобы поддерживать связь с компанией в Тайване.
«Диктатор» не требует от работников того, чего не делает сам
Ещё одним важным элементом будущего успеха Foxconn стало отношение к работе. Гоу с самого начала основания компании делал акцент на то, что сотрудники должны выполнять свою работу хорошо, ведь производителей из стран третьего мира много и успеха сможет достичь только тот, кто предоставит клиентам высокий уровень продукции. Кроме того, Терри был готов выполнять любой заказ, независимо от его сложности.
Вместе с ростом масштабов компании развивалась и корпоративная культура. Многие прогрессивные СМИ считали Гоу своего рода диктатором, который жестко эксплуатирует рабочих, заставляя их вкалывать по 14 часов и требуя абсолютного качества в каждой детали. Такие обвинения не были лишены смысла, но имели мало отношения к тому, что в действительности происходило внутри Foxconn.
В компании существует специальный свод принципов, созданный самим Гоу.
Каждый человек, работающий в корпорации, обязан знать их наизусть. В нём выражены все ключевые правила и требования от каждого работника, призывающие в первую очередь честно и хорошо выполнять свою работу. Кроме этого, на рабочем месте запрещено разговаривать, слушать музыку и курить. Наказание за нарушение правил — мытьё туалетов завода. Рабочие действительно проводят на производстве более 12 часов, но это относится и к главе компании. Гоу в своих интервью не раз подчёркивал, что сильный руководитель не требует от своих сотрудников того, чего не делает сам.
О чём еще нужно упомянуть, говоря об управленческом подходе тайваньского предпринимателя, так это о желании держать всё под контролем. Гоу не выносит, когда дела пускают на самотёк, и постоянно мониторит ситуацию на каждом заводе компании, чтобы быть уверенным, что его указания выполняются. Беспощаден Гоу и к соперникам Foxconn. Кроме конкуренции, он использует в борьбе судебные иски, если кто-то из соперников переступает черту.
70% комплектующих: принцип «от и до»
В 1995 году, когда исследовательские лаборатории компании начали работать в США, Foxconn приступил к модернизации различных комплектующих для компьютеров. Дело быстро пошло на лад, и к концу десятилетия бренд запатентовал более 2000 изобретений, что позволило ему войти в список самых инновационных компаний мира. Одно из главных открытий, которое приписывают бренду, — полусобранные компьютеры Barebone — вызвало новую волну заказов от корпораций с громкими именами вроде IBM и позволило гиганту укрепить свои позиции. Кроме того, Foxconn занимал лидерские позиции на рынке производителей разъемов.
Высокая скорость роста компании повлияла на её дальнейшие планы по вхождению в другие страны мира. Гоу, не желавший размещать все свои производственные мощности в одной стране, в 1998 году принялся открывать предприятия в Англии и Шотландии. Через год такие филиалы появятся и в США.
В это же время Foxconn получила нового стратегического партнёра в лице Dell, которая стала заказчиком корпусов для компьютеров. Глава американской компании лично встретился с Гоу и назвал его одним из лучших продавцов, которых когда-либо встречал. Кстати, часто встречается информация, что покупка американского завода была вынужденной для Foxconn: это было одним из условий сделки с Dell, сулившей тайваньской компании серьёзные перспективы.
Тогда же Businessweek включила компанию в список 100 ведущих производителей ИТ-индустрии. Foxconn заканчивала десятилетие в статусе одного из самых известных мировых производителей электроники и с выручкой в размере $1,5 млрд. В компании работало уже более миллиона человек, были заключены контракты с целым рядом крупных брендов, среди которых те же IBM, HP и Compaq, а также было расширено сотрудничество с Apple.
Перед тем как перейти к наполненным событиями 2000-м годам, стоит отметить, почему бренд в итоге добился такого тотального успеха. В отличие от многих других производителей, Foxconn не покупает детали, сделанные другими компаниями. Это означает, что рыночные гиганты, обратившись к Гоу, получают партнёра, собирающего практически всю «начинку» на собственных заводах (некоторые источники указывают, что это 70% комплектующих). Такой подход позволяет контролировать каждый аспект производства того или иного гаджета.
Apple: безоблачное партнёрство?
Начало 2000-х в компании связано с двумя важными событиями: увеличением количества предприятий в других странах и расширением сотрудничества с Apple, которое началось еще в 1986 году.
Таким образом, до возвращения Джобса компании уже успели посотрудничать. Когда в 1998 году глава Apple нуждался в качественном производителе для масштабного выпуска iMac, он продолжил сотрудничество с Foxconn, хотя отказался от многих решений предыдущих руководителей. В итоге компания Гоу, отлично зарекомендовав себя перед Джобсом, постепенно станет одним из ключевых партнёров гиганта, производя на своих заводах сначала вышеупомянутые iMac, а позже iPhone, iPad и другую продукцию Apple.
Предприниматели отлично поладили, позже Терри в интервью рассказывал, что взял у Стива визитку на память. Кроме того, Гоу не раз подчёркивал величие Джобса и говорил, что тот по-настоящему меняет мир своей продукцией. Тайваньский бизнесмен хвалил и других деятелей Apple. Гоу осознавал возможности, которые перед его компанией открывали подобные контракты, и делал всё, чтобы выполнять их как можно лучше. Он приобретал оборудование для производства iPhone за десятки миллионов долларов и всеми силами стремился выполнять заказы в поставленные сроки и на должном уровне.
Естественно, не всё было безоблачно: за время сотрудничества компаний были и кризисы, и скандалы. Тайваньский производитель известен тем, что умеет хранить производственные секреты своих клиентов, но несколько раз эта система давала сбой. Например, в 2009 году по вине рабочего Сан Даньена в прессе раньше времени появилась информация об iPhone 3GS. В итоге молодой человек покончил с собой — то ли от отчаяния, то ли от страха, — что привело к нападкам на Apple и Foxconn в прессе. Бренды вышли из ситуации, выплатив родственникам компенсацию и подарив им MacBook.
С 2012 года новостей об утечках с заводов Foxconn стало гораздо больше. Одни из них подтверждались, другие оказывались ложью, но многим стало казаться, что служба безопасности на заводах производителя заработала хуже.
Были и сбои в производстве, когда часть iPhone 5 поступила в продажу с царапиной на корпусе, что вызвало недовольство у покупателей. На заводе чуть не началась забастовка рабочих, несогласных с тем, что вину возложили на них, но их удалось вовремя остановить.
По мнению многих аналитиков, Apple не смогла бы достигнуть своего нынешнего уровня, не будь Foxconn столь всеобъемлющим поставщиком. Достичь громкого успеха компании Джобса помогли в том числе оперативность и качественная работа тайваньского производителя.
Нормально сложились отношения Гоу и с Тимом Куком, который называл тайванского предпринимателя отличным лидером и целеустремлённым человеком. Нынешнему генеральному директору Apple действительно не на что жаловаться: его партнёр выполняет колоссальные объемы работы по оптимальной цене. Например, выпуск iPhone 5S некоторое время осуществлялся партиями по 500 тысяч в день, причём некоторые аналитики оценивают себестоимость одного телефона этой модели в $199–210 — что, в сравнении с ценами на гаджет, выглядит чрезвычайно позитивно для Apple.
Кук, кстати, лично посетил один из заводов Foxconn, после чего предложил партнёрам методы смягчения рабочего графика. В дальнейшем он время от времени продолжит наведываться на производство.
В 2013 году стало известно, что Apple с целью уменьшить зависимость от Foxconn договорилась о сотрудничестве с ещё одним производителем — Pegatron. Гоу не стал публично реагировать на это решение, и его заводы по-прежнему выполняют большую часть заказов компании из Купертино.
Охват: практически каждый гаджет в мире
К тотальному росту тайваньского производителя привело не только сотрудничество с Apple. За время своего существования компания заключала договоры с такими гигантами, как Amazon (выпуская Kinddle и PocketBook) и Sony (Sony Playstation). Кроме того, Foxconn производит детали для Dell и Intel, X-Box 360, телефоны Nokia и Motorola, а также огромное количество других гаджетов и комплектующих, среди которых, например, видеокарты GeForce. Foxconn продолжает увеличивать число клиентов и сейчас: например, в 2013 году компания заключила пятилетний контракт на производство продукции Blackberry.
Чтобы перечислить всех заказчиков Foxconn, понадобится половина экрана, и всё равно будет риск кого-то упустить.
Практически каждый гаджет в мире или был полностью произведен на заводах тайваньской компании, или там была создана какая-то его деталь. Многие могут возразить, что это лишь подтверждение того, что Азия ничего не создает сама, а только производит, но и это не совсем так. Как уже упоминалось ранее, Foxconn регулярно патентует собственные изобретения в сфере высоких технологий. О крутых гаджетах речь пока не идёт, но даже самая мелкая деталь — движение к дальнейшему прорыву.
Тайванский производитель не только получает крупные контракты от известных корпораций, но и активно расширяет географию производства. Уже было сказано о размещении заводов компании в ряде стран Европы и Азии. В середине 2011 года стало известно о планах гиганта о более активном производстве в Бразилии, где у него на тот момент было уже два завода. По мнению СМИ, это стало возможно из-за того, что труд китайских рабочих с каждым годом все более дорожает. Компания пообещала вложитьв Бразилию около $9 млрд. В 2013 году выяснилось, что часть производства компании Apple переедет в эту страну, позже было анонсировано изготовление здесь смартфонов Xiaomi.
Еще один новый завод Foxconn появился в Индии. Здесь компания начала работать еще в 2007 году. В 2015 году появилась информация, что бренд будет продолжать внедрение в эту страну. Были озвучены планы инвестировать $1 млрд в местные стартапы и намерение Гоу построить здесь банк и заводы общей суммой в $5 млрд. Кстати, в этой стране также расположена часть производства Xiaomi.
Нужно сказать несколько слов и о самих заводах компании. Их описывают как огромные конвейеры, где рабочие обязаны действовать с хирургической точностью. Здесь производят разные операции с гаджетами, начиная от отливки корпуса и до создания последнего элемента. По словам тех, кто побывал на производстве, это зрелище впечатляет, хотя и заставляет задуматься о тотальной глобализации.
Скандалы: тяжёлые условия труда и сетки на окнах «от суицидов»
Говоря о Foxconn, нельзя обойти стороной тему скандалов. Наибольший урон репутации производителя и его клиентов нанесли слухи о тяжёлых условиях труда на заводах бренда, которые появились еще в 2006 году. Apple тогда провела собственную инспекцию, по результатам которой стало ясно, что если проблемы и есть, то они минимальны и характерны для всего региона, а не только для компании Гоу. В будущем в связи с обострением проблем Apple введет специальную комиссию, которая отслеживает деятельность азиатских поставщиков и производителей компании и ежегодно публикует результаты проверок.
Следующим поводом для скандала стала серия самоубийств на китайских заводах Foxconn в 2010 году. Покончило с собой 14 человек. Общественность отреагировала бурно, потребовав наказать компанию, где люди работают в невыносимых условиях, но в результате нескольких проверок открытых нарушений не нашлось.
Повергло людей в шок и высказывание Терри Гоу, что он якобы задумался о реальном существовании проблемы только после третьего самоубийства. Подобные циничные высказывания предпринимателю приписывают постоянно, но большая их часть вызвана желанием создать ему репутацию жёстокого поработителя.
Ситуацию прокомментировал и Стив Джобс: он назвал произошедшее трагедией и снова указал, что проблемы есть не только у стратегического партера Apple, но и в регионе в целом.
При этом Foxconn является одной из лучших компаний в регионе: она стабильно выплачивает зарплату рабочим и предоставляет им жильё, хотя и не самое комфортабельное. Тем не менее в СМИ часто появляются статьи о нечеловеческих условиях труда на производстве и о том, что рабочие, не выполнившие план, вынуждены работать сверхурочно. После серии самоубийств зарплату рабочим подняли с 900 до 1800 юаней (примерно $143 и $286). Кроме того, у рабочих появилась возможность получить психологическую поддержку, а под окнами заводов были установлены специальные сетки, призванные предотвратить попытки суицида.
Кстати, после всех этих проблем Гоу всерьёз задумался о том, чтобы заменить людей на роботов, что могло бы быть экономически более эффективно.
В 2012 году появилась информация о том, что компания использует труд несовершеннолетних. По слухам, на заводах активно работают 14-летние подростки (в Китае можно работать с 16 лет). Компания отреагировала на это сдержанно, опротестовав заявление тем, что это были всего лишь стажеры, направленные школами на время каникул. Также было уточнено, что технику Apple они не производили, и вообще Foxconn начинает внутреннее расследование, чтобы найти виновных в случившемся. С другой стороны, ходят слухи, что компания сама давит на правительство, чтобы организовать школьную практику у себя на заводах.
В 2013 году на производстве компании прокатилась новая волна самоубийств: на этот раз покончило с собой три человека. В сети появилась информация о том, что их на это сподвиг вовсе не стресс, а желание обеспечить близких, ведь в прошлый раз Foxconn выплатила семьям погибших солидные компенсации. Появился слух, что это заявила сама компания, но официально его подтвердить никто не смог.
В 2014 году Foxconn попала в очередной скандал, но на этот раз компания была к нему причастна лишь косвенно. Компания сообщила правительству, что подозревает троих топ-менеджеров в получении взяток от поставщиков деталей для iPhone. Представители Foxconn через СМИ подчеркнули, что считают такие действия недопустимыми и уже приступили к проверке других сотрудников.
«Скоро в мире останется только две компании»
На данный момент на заводах Foxconn работает более миллиона человек, а ее годовой оборот превышает $130 млрд, причем компания не собирается останавливаться и продолжает наращивать производственные мощности. В её услугах по-прежнему заинтересованы многие крупные корпорации, которых устраивает качество и количество производимых комплектующих.
Компания достигла таких высот, что в западных изданиях шутят, что скоро в мире останется только две компании, Foxconn и Wal-Mart: одна из них будет все производить, а другая — продавать. Подобные высказывания подтверждают, что Терри Гоу удалось построить корпорацию своей мечты, предлагая потенциальным клиентам готовность хорошо выполнить любое задание.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.