«Хромающая» дисциплина ещё никого не приводила к успеху, поэтому среди ИТ-сообщества так распространены системы учёта рабочего времени, проверки присутствующих, подписание NDA даже практикантами, регулирование взаимодействия с прессой. Корреспондент dev.by выяснил у представителей белорусских ИТ-компаний, какие меры они предпринимают для поддержания дисциплины.
Доверяй, но проверяй: запись телефонных разговоров и «железное правило» гендиректора
«Доверие никто не отменял, но для подстраховки нужны и другие инструменты, — говорит Вера Глушкова, HR-директор компании Anadea Inc, специализирующейся на разработке веб- и мобильных платформ. — У нас есть внутренний продукт для учёта рабочего времени, общения с заказчиком и начисления зарплат. Обманывать систему и приписывать часы — бессмысленное занятие. Конечно, в ходе работы бывает разное: и опоздания без предупреждения, и уход в несогласованный отпуск, но всё это решаемо».
Подстраиваться под клиента приходится, если этот клиент — банк.
«Основная доля бизнеса компании «СофтКлуб» приходится на внедрение и сопровождение банковских систем, поэтому график работы большинства сотрудников коррелируется с графиком банков. Согласитесь, неприятная ситуация, когда вы звоните в службу поддержки, и получаете ответ: «Вы знаете, а мы работаем с 10 утра, позвоните через часик», — объясняет заместитель гедиректора по персоналу компании Ксения Кручинина.
А с начала текущего года большинство процессов в «СофтКлубе» перевели в Jira, благодаря чему стало возможно отслеживать, чем занят тот или иной сотрудник в конкретный момент времени, и тем самым регулировать его нагрузку.
А вот в компании TravelLine, разрабатывающей ПО для онлайн-дистрибуции гостиниц, действует не совсем привычная для ИТ-сферы система контроля.
«У нас «железное правило»: как генеральный директор скажет, так и будет, его указания подлежат неукоснительному исполнению, ─ говорит исполнительный директор TravelLine Елена Михайлик. — Если запрещено обсуждать тему российско-украинского конфликта, равно как и другие политические явления, значит никто и не обсуждает. Также внутри компании ведётся запись телефонных разговоров, что мотивирует людей вежливо общаться друг с другом».
А есть компании, которые придерживаются традиционных способов контроля. «У нас девушки в приёмной заполняют таблицы посещаемости вручную, плюс сервис Toggl, который считает, сколько времени сотрудники тратят на работу», — говорит Артём Рынкевич, прожект-менеджер стартап-хаба Imaguru.
Мастер-класс для айтишников от дизайнера
Как известно, в ИТ-компаниях нет дресс-кода, а если и встречается, то носит сугубо рекомендательный характер.
«Если речь идет о разработчиках, то дресс-кода по отношению к ним нет. Скорее, он по умолчанию стоит для HR-специалиста — всё же мы общаемся с людьми, поэтому важно иметь привлекательный внешний вид», — пояснили нам в CactusSoft.
В «СофтКлубе» сотрудникам известны неписаные правила поведения и внешнего вида в бизнес-сообществе и обществе в целом.
«Конечно, если сотрудник работает с представителями заказчика, его внешний вид обязательно должен быть опрятным: никаких тапочек или растянутых маек», — заметили в компании.
Для IBA целесообразность внедрения единого дресс-кода во всей компании неочевидна. «У нас рекомендации по стилю в одежде преподносятся в более мягкой форме. Например, недавно прошел мастер-класс с дизайнером Иваном Айплатовым на тему делового имиджа и обзора последних тенденций делового образа для проведения переговоров. Интерес к мастер-классу показал, что сотрудникам важно учитывать последние тренды и совершенствовать свой стиль, в том числе и в деловой одежде», — рассказала начальник отдела развития персонала IBA Тамара Бутова.
Компания TravelLine работает по принципу Google, поэтому при входе в её головной офис (в России), необходимо иметь при себе сменную обувь.
«Программисты — народ особый, их невозможно ни к какому дресс-коду приучить, да и не стоит, а вот топ-менеджерам необходимо выглядеть опрятно и к тому же желательно хорошо пахнуть, дабы соответствовать имиджу компании», — говорит Елена Михайлик.
Штрафы и депремирования как редкое, но меткое явление
Щедрые премиальные в ИТ-сообществе приняты в честь праздников, за овертаймы, успешный релиз, новую идею или предложение. А вот штрафы и депремирования встречаются в редких случаях, чтобы, так сказать, поддерживать дисциплину «в тонусе».
В IBA возможны дисциплинарные наказания и депремирования за нарушения, например, в области информационной безопасности. А за опоздания или игнорирование еженедельной отчётности можно получить штраф в Imaguru.
Штрафные наказания в мобильной геймдев-компании Gameloft могут получить курильщики, если дымят в офисном здании, или те, кто привёл в офис людей, не являющихся сотрудниками, по вине которых причинён ущерб имуществу компании. А в ситуациях с проявлением недолжностного поведения, несоблюдением корпоративной и профессиональной этики с сотрудником будет проведена соответствующая беседа.
Подобный «метод воспитания» применяется и в компании EIS Group, разрабатывающей продукты для автоматизации бизнес-процессов страховых компаний. Например, если сотрудник разносит слухи в коллективе.
А в «СофтКлубе» к основным причинам штрафа относят критический срыв сроков разработки и грубое неисполнение своих обязательств. «Очевидно, что дисциплинарные (и материальные в том числе) взыскания допустимы за грубое нарушение условий контракта, срыв сроков разработки, невыполненные обязательства перед заказчиком», — объясняет Ксения Кручинина.
Осторожность в социальных сетях и с прессой
Как показали результаты нашего опроса, компании хоть и нечасто, но проверяют своих сотрудников в социальных сетях, дабы во всемирную паутину не просочилась ложная или «лишняя» информация о разрабатываемых ею продуктах.
К примеру, в компании Netcracker Technology контролируется поведение сотрудников в социальных сетях в том случае, если это касается какой-либо информации о продукте либо самой компании.
«IBA не поощряет противоправного или неэтичного поведения сотрудников, где бы то ни было: на работе, за пределами офиса или в социальных сетях», — говорит Тамара Бутова.
Стартап в области искусственного интеллекта AIMatter считает, что осторожнее всего в социальных сетях должны вести себя маркетологи, так как им доверяется конфиденциальная информация.
В «СофтКлубе» на 99% уверены в том, что их сотрудники не будут размещать в социальных сетях компрометирующее компанию видео или оставлять необдуманные посты и комментарии.
«Да, не со всеми сотрудниками мы расстаёмся идеально. Бывает, люди пишут в социальных сетях, на форумах негативные вещи, но почти за 25 лет работы компании ни разу не было такого, чтобы руководству было стыдно или неловко за сотрудников из-за того, что они некорректно вели себя в информационном пространстве, — говорит представитель компании. — Естественно, никто не запрещает делиться частью своей рабочей жизни в социальных сетях, главное не забывать о сохранности конфиденциальной информации, которая может попасть в кадр».
Также в ИТ-компаниях существуют неписаные правила общения с прессой.
«Контакты сотрудников с журналистами регулируются, если в интервью речь идёт о компании. Нельзя разглашать всё, что прописано в NDA, и в первую очередь запрещено говорить о проектах и заказчиках», — сказали в CactusSoft.
«Мы всегда просим людей, если они дают интервью, высказываться от своего имени, чтобы любые заявления не рассматривались как позиция компании», — пояснили в ScienceSoft.
«Во многом благодаря специфике бизнеса компании контакты с журналистами происходят не вовнутрь, а наружу. У «СофтКлуба» очень активная позиция в отношении коммуникации со СМИ. Мы сами обращаемся в издания, предлагая им те или иные инфоповоды. Прямые контакты сотрудников с журналистами в принципе редки, и, как правило, проходят при участии бренд-менеджера компании, который является входной точкой для коммуникации», — говорит Ксения Кручинина.
Исходный код и NDA
В каждой компании существуют свои правила, относящиеся к исходному коду, но поскольку он является коммерческой тайной, запрет на его распространение един.
«Исходный код, как правило, является коммерческой тайной и интеллектуальной собственностью либо компании, либо заказчика, поэтому распространять его запрещено», — подтвердили в ScienceSoft.
Принципы использования исходного кода схожи во многих компаниях: хранится в системе контроля версий и ежедневно коммитится разработчиками. Оформляется по единому образцу, а после окончания проекта отдаётся заказчику.
«Исходный код наших программ хранится в git-репозитории. В компании используется agile-практика «коллективного владения кодом», когда все участники проекта имеют доступ ко всем исходным текстам и несут за него ответственность», — сказали в Anadea Inc.
В EffectiveSoft программные библиотеки или части кода, разработанные за пределами компании, разрешается использовать, согласовав с менеджером проекта.
Что касается NDA, то это соглашение охватывает всю информацию, относящуюся к коммерческой тайне предприятия, конфиденциальной информации клиентов и партнёров.
«В Gameloft NDA распространяется на неанонсированные проекты студии, используемые технологии, любые финансовые показатели, а также маркетинговые активности/ходы. Подписывается договор с подрядчиками по финансовой и юридической части, сотрудниками и даже практикантами», — замечает HR-менеджер Анастасия Дьякова.
«Банковский бизнес высококонкурентен и от того, как быстро или насколько раньше остальных банк запустит тот или иной продукт или процесс, зависит его преимущество перед другими, — поясняет заместитель гендиректора по персоналу «СофтКлуба». — Естественно, после внедрения и некоего периода мы, как правило, можем рассказывать об опыте сотрудничества с этим банком, внедрённом продукте или модуле, решенной проблеме, не разглашая, разумеется, суммы сделки и других коммерческих деталей».
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.