Сегодня у dev.by очередной, девятый повод разместить праздничный логотип, и мы традиционно позволяем себе эту небольшую слабость. Сайт продолжаем работать над собой, рассказывать вам о важных событиях, вакансиях и новостях. И мы благодарим всех вас — аудиторию dev.by — за просмотры и их глубину, за клики, продолжительность сеансов, отзывы, комментарии и критику.
За год, прошедшей с восьмилетия сайта, многое изменилось и у нас лично, и в ИТ-индустрии, и в мире. В честь праздника мы спросили у самых ярких героев публикаций dev.by последних лет, быстро ли идёт время, много это или мало — год человеческой жизни, что они успели и не успели за последние двенадцать месяцев.
Иван Подобед: «Главное — жертвовать семьёй и работой по очереди»
бывший Director Technology Solutions в EPAM Systems, перешёл в Awem
Чем старше человек, тем быстрее летит время. Но год — это очень немало. Весь прошлый год у меня в фокусе была информационная безопасность, в ней я осваивал SDLC и ethical hacking. Набрав аппетит, перешёл к тяжёлым штукам вроде ISO 2700х, и, наконец, отшлифовал всё недельным выездным тренингом по SABSA Foundation — до сих пор в непреходящем восторге. В фоновом режиме немного вник в идеи системного инжиниринга от INCOSE. Оказалось, там уникальная коллекция формализованных практик и подходов, полностью подходящих для ИТ-архитекторов, но почему-то незаслуженно малоизвестных в нашей среде. Записался на тренинг, будем смотреть вглубь. Ещё помаленьку вглядываюсь в финансовый домен, друг задарил мини-псевдо-онлайн-самообразовательный МВА-курс, вот просвещаюсь. Будет о чем с CFO на перекуре поболтать.
Ну и по технологиям, пощупал язык программирования Julia. В основном потому, что название понравилось. Но он оказался на удивление интересным, заточенным под скоростной анализ данных с большим количеством вычислений, буду стараться выделить на него побольше времени, чувствую — взлетит. Ну и не могу не упомянуть Unity3d, который оказался относительно несложным для освоения, во многом благодаря родной платформе. Экспертом в Unity я, конечно, не стал, но код читать уже могу.
За год можно перевернуть все долгосрочные планы и сменить привычный и уютный EPAM на азартный и дерзкий Awem. За год можно разлюбить пиво и полюбить ЗОЖ, точнее это все произошло в обратном порядке — после трёх месяцев тренировок по 8 раз в неделю даже Мюнхенское на октоберфесте не заходит. Берегитесь ЗОЖа! За год можно прочитать много книг. А можно и не прочитать: я вот всего три прочитал и чувствую себя нормально. Хотя, похоже, в ближайшее время мне позиция СЕО не грозит. За год можно познакомится со множеством интересных людей со всего мира — общение ведь невозможно заменить ничем, в отличие от чтения или ЗОЖа. При всём этом за год можно не успеть сделать простые вещи: помочь самоорганизоваться сообществу ИТ-архитекторов или купить велосипед.
Дмитрий Насковец, белорусский «хакер», осуждённый в США: «Меня арестовывали 40 человек — Интерпол, ФБР, полиция»
белорусский кардер, отсидевший в федеральной тюрьме на Манхэттене, развивает свой семейный бизнес в Нью-Йорке
За год я не приблизился к американской мечте ни на шаг, у меня её нет: когда в Америке оказываешься нечаянно и в наручниках, она не очень-то актуальна. В команде русских хакеров, которые перевоспитались и теперь работают в рамках закона, я больше не состою. История была красивая, особенно журналистам нравилась, но реальным людям из бизнеса не очень: американцам страшно нанимать каких-то «откинувшихся» русских хакеров, доверять им достоверную информацию. Но у меня есть наработки по специальности: запускаю криптовалюту, посвящённую французским бульдогам, и моя компания Evrisko.com жжёт.
У нас с женой адвокатский бизнес, занимаемся им каждый день с 7.00 до 21.00, уже есть результаты — несколько офисов и сотрудников, всё бурлит. Я же сам прошёл через судебную систему: ни в одной адвокатской школе такому не учат. Но я всё-таки не адвокат, поэтому делаю всё, что «не адвокатура»: веб-сайт, соцсети, маркетинг, мелкие задания — чек забрать у клиента, взять у клерка подпись. В чём сложность: в Нью-Йорке 10000 адвокатских офисов, половина — наш вид услуг. Чтобы забрать их клиентов, мы много креативим и лучше планируем своё время. А эти ребята медленные: через дорогу адвокатская контора, которой владеют два американца, мужчина и женщина, так у них уходит полгода на обсуждение покупки нового компьютера.
Очень долго искали нового сотрудника: здесь с кадрами сложно. С людьми 50+ работать вообще любо-дорого, но они стоят уйму денег и в основном работают на себя. А молодёжь — мало от кого можно добиться азов: прийти на работу в 10.00, а не в 10.50, или написать в резюме «имею такой-то навык» — и на самом деле его иметь.
В последнее время я немного расслабился, жизнь тут комфортная всё-таки. Вот только Нью-Йорк бесить начинает. Я же «упорядоченный» белорус, уважаю порядок: не когда в квартире чисто, а когда во всём есть система. А тут бардак. К примеру, я провожу за рулём 2 часа в день, и кто-то постоянно бросается под колёса. Если немножко нарушил, но успел — все в Нью-Йорке тебе хлопают, «молодец». Это не Швейцария, где подойдёт человек и отругает. И так здесь во многом. Наглёж, скандал — это про Нью-Йорк. Если таких навыков нету, сложновато и теряешь время.
Геннадий Овсищер: «В 90-х в мои алгоритмы перестали заворачивать селёдку»
бизнес-аналитик с 45-летним стажем
С лета я на пенсии. Занимаюсь дачей, копаю, убираю, смотрю за внуками и кошкой. Но что я будут делать зимой — большой вопрос. Наверное, читать – люблю стихи, читаю Бродского и Библию. Всем советую. Ещё общаюсь с компьютером: играю в шахматы, слежу за политикой. Иногда даю консультации по прежней работе. И даже по тематике, о которой имею весьма смутное представление.
Когда ушёл с работы, то был по-настоящему счастлив. Говорил себе: я свободен. Но время идёт — и чего-то не хватает. Встаю и по привычке строю планы, а потом понимаю, что никому это не нужно. Привычка работать (качество «советского человека», похоже) нескоро пройдёт, если пройдёт вообще. От безделья стал немножко раздражительным. Жена утверждает, что мне не хватает «гимнастики» ума. Может, она и права. Со здоровьем всё в порядке, можно было попробовать ещё поработать. Хотя и страшновато.
Мне уже 68. По ощущениям, после 50 время бежит быстрее. И период с 50 лет проскочил в одно мгновение. Но этот период, мне кажется, был даже продуктивней и интересней. Может, потому что попал на новое «несоветское» время, а может, я стал больше ценить часы и минуты. Я почувствовал себя свободней в принятии решений и стал организованней.
Планы, по-моему, нужны, чтобы их срывать. А вообще работа должна вестись интенсивно и с высоким напряжением. Нельзя расслабляться. Расслабился – потерял темп, качество. Вообще я всю жизнь прожил под ощущением двух больших «страхов»: боялся неэффективно использовать время и совершить ошибку в проектировании. Из-за этого я никогда не отдыхал на «югах», в санаториях, много работал по ночам. Кстати, советую использовать ночное время для работы: вы только вдвоём – ты и проблема. Но пользоваться этим только тогда, когда есть вдохновение, не насиловать себя. Для рутины есть рабочее время.
Галина Данилова, «Есть программы с душой, а есть программы-отмазки»
преподаватель ФКСиС БГУИР, ассистент кафедры программного обеспечения информационных технологий (ПОИТ, читаемые курсы: дискретная и вычислительная математика, основы алгоритмизации и программирования)
Я успела съездить на родину, в Сибирь, хотя разумные люди говорили «посиди дома». Не в Норильск, куда теперь не попасть, это закрытый город, а в Хакасию, там я ходила в детский сад и школу. 18 лет назад в последний раз наведалась туда с маленькими сыновьями, и вот теперь со старшим сыном. Ехали медленно, с остановками в разных городах, ходили и в гости, и на кладбища. Но самым важным была сама земля: я вернулась к ранней версии себя, получилось соединиться — и сына соединить с его истоками, родом. Интересно смотреть, как твои сыновья взрослеют на глазах. Те места волшебные, шаманские. Вся земля там очень…. другая. Беларусь — мягкая, если сравнивать с той землёй.
Это было не просто перемещение по координатной сетке. В пути ты видишь разные ситуации, весёлые и грустные, задаёшь себе разные вопросы и принимаешь важные решения. Например: не причинять людям добро. Может, именно поэтому у меня впервые получилось разрешить студенту самому сделать выбор, учиться или нет. Трудно признать, что иногда ты просто не можешь помочь тому, кому не нужна твоя помощь. Понадобились титанические усилия: хочется же научить каждого, «найти ключик».
Вообще, когда у человека нет своего плана, он всегда делает чей-то чужой. Студенты, у которых не получается, часто находятся в чужом плане: кто-то за них спланировал. Вроде выполняешь то, что намечено, а невесело, «печалька».
Тимофей Подвицкий, геронтолог, биоинформатик: «Человеку не перешагнуть биологический лимит своего вида без технологий»
белорусский биоинформатик и геронтолог, аспирант Института биологии старения Общества им. Макса Планка в Кёльне
Год назад я переехал в Германию, в Кёльн, где занимаюсь PhD-исследованием «Генно-регуляторные сети в подоцитах в здоровье и болезни». В среднем на докторскую уходит четыре года. В первый год важно наладить сотрудничество с группой, которая проводит эксперименты: в моём случае, на мышах изучает несколько моделей хронических заболеваний и старения почек.
Переезд — большое событие. Весь год, по сути, я адаптировался к новому месту. И только в последние месяцы почувствовал себя уверенно и комфортно: нет боязни просить помощи в магазине или спрашивать дорогу. Недавно поменял квартиру: раньше делил ванную и кухню с двумя сожителями, а теперь у меня своё пространство в доме рядом с парком. Совмещал большие конференции с путешествиями (в горах Швейцарии, например), знакомился с новыми людьми, занимался хайкингом и купил лыжероллеры.
Больших разочарований не было, всё идет по плану. В геронтологии тоже смены парадигмы за год не произошло, видим постепенный и стабильный прирост знания. Движение вперёд заметно и в прикладной сфере: близится к своему завершению большое исследование метформина. Это лекарство от диабета, которое можно купить в аптеке — сейчас метформин испытывается на людях в качестве вещества, способного увеличить продолжительность здоровой жизни.
Константин Разумовский. Когда к твоему дому уже подступает Мордор
сертифицированный тренер по Scrum, в активе — 15-летний опыт в разработке ПО, управление проектами в компаниях IBA, Itransition и позиция главного операционного директора в exp(capital)
За год я не сделал того, что планировал, сделал много того, чего не планировал, и вполне счастлив этим. Начиналось всё хорошо, в начале года попал на замечательный тренинг «Мой волшебный Новый год». С тренинга я ушел с набором прекрасных эпиков и сторей в персональном бэклоге. Мужественно держался несколько месяцев. Первым пал эпик «Улучшить баланс семья-работа». А затем пошло-поехало.
Можно сказать, что меня накрыло третьей волной Scrum. За год рассказывал про него огромному количеству народа — директору птицефабрики, учителям английского языка, юристам, студентам, бухгалтерам, руководству крупного застройщика, директору рекламного агентства… Была смешная история, когда мне позвонил курьер интернет-магазина, я по ошибке принял его за участника тренинга, а в ответ услышал: «Что-что? Scrum? Очень интересует тема, можно поподробнее с этого места?». «Скрам» снова стал хорошим словом, с которым меня рады видеть в самых разных местах.
Егор Павловец: «Моим первым рабочим местом был теплоузел в случайном жилом доме при ЖЭСе»
бывший строитель, Android Team Lead в компании Softeq
Не прошло и года в роли Android Team Lead, как девушек в моих контактах стало больше, чем я мог вообще себе представить. Все, правда, в LinkedIn и с одним и тем же навязчивым предложением. Параллельная вселенная этот LinkedIn — девушки со всего света первыми знакомятся, добиваются твоего внимания, предлагают переехать к ним в город, вот так сразу, даже готовы снять квартиру на первые два месяца. Шутки шутками, но LinkedIn помогает. Не стесняйтесь добавлять людей со всего света, будете в курсе глобальных трендов.
Очень нравится работать лидером команды. За последний год на проекте прошли уже, пожалуй, через всё. Каждый день продолжаю учиться. Когда вокруг тебя очень сильные ребята — как программисты, личности, лидеры — невольно начинаешь перенимать их сильные качества, подходы и методики разработки. За год я осознал: всё, что я знал до этого — это ничтожная толика. Мой руководитель и ментор помог мне перешагнуть через мои недостатки и сфокусироваться на достоинствах. Если чувствуете, что не знаете, куда и как расти дальше — найдите себе опытного ментора.
По специфике проекта приходится работать с азиатами: откровенно говоря, за год работы с ними я уже вычеркнул из своего резюме строчку «стрессоустойчивый». Китайский менталитет — это нечто. Советую каждому хоть немного поработать с китайцами. Это как путешествие в Гонконг или рождение первого ребенка. Вся твоя жизнь разделится на до и после.
Ещё научился делать свой первый power slide на роликах, завёл новых друзей и не прочитал ни одной книги. Отказался от Dota 2, удалил CS:GO навсегда со steam аккаунта и удивился, как много появилось свободного времени на изучение новых технологий. Если совсем туго, позволяю себе Teeworlds, World of Warships и иногда PUBG, но не более 5 часов в неделю. Заинтересовался positive thinking — практикую. Ещё получил в подарок от моей половинки 91-килограммовый кистевой эспандер, за год тренировок я его смыкаю играючи по 15-20 раз за подход, хотя первое время получал растяжения. Незаменимая штука. И нервы успокаивает, и профилактика туннельного синдрома.
Глен Бромэн, американец в минском EPAM: «Почему Беларусь, товарищ?!»
гражданин США, чьи родители работали в NASA, PM в минском офисе EPAM Systems
Было бы очень неплохо быть богатым человеком — но поскольку я пока не могу этим похвастать, то новость у меня одна: по-прежнему много работаю.
Это не помешало мне каждый день быть с моей чудесной семьёй, смотреть, как растут мои дети, и проводить время с женой, когда работа и дети позволяют нам недолго побыть вдвоём в тишине. У нас было несколько семейных каникул в Италии и Болгарии — в промежутках между визитами к родителям жены в Калинковичи. Ну и, как всегда, я получаю море удовольствия от жизни в Беларуси, которую считаю домом.
Ещё кое-что из важных достижений: я не голосовал за Трампа.
Юрий Разумов, программист, читающий 100+ книг в год: «100 — удобное число»
аналитик данных, программист в компании Targetprocess
В моей жизни, как бы кто ни думал иначе, нет планов на год или какой-либо системы — есть только ежедневный хаос. С одной стороны год — это много. А с другой, я подумал сейчас: «Что же я сделал за этот год?» — и мне стало стыдно. Ничего крутого. Суперпрорыва в моей работе за год не произошло. Конечно, мы кое-что улучшили, система работает стабильно, и, что очень хорошо, — у нас появился внутренний feedback-портал, где мы собираем всё, что пишут о нас клиенты. Можем работать с этими отзывами, анализировать и структурировать их.
Хотелось бы когда-нибудь сделать что-то, о чём я легко вспомню через год и скажу: «Это классная штука!» И чтобы те, кто использует этот продукт, со мной согласились. Но часто таким вещам предшествует не один год рутинной работы.
Моё хобби — спортивное «Что? Где? Когда?». Я не только играю сам, но и провожу турниры, составляю и редактирую вопросы, занимаюсь другой организационной работой. Нам есть ещё над чем работать: команд из Беларуси по-прежнему немного.
Полезная идея года — в том, что мы не можем предсказывать будущее точно, но знаем, что ведёт к успеху. В глобальном смысле лучший инструмент для этого — экономический рост. Именно на этот рост нам и следует работать, чтобы обеспечить процветание не только себе, но и людям, которые будут жить гораздо позже. Предысточником к этому послужило неопубликованное эссе Тайлера Коуэна, бонус к его последней книге The Complacent Class. Один из основных тезисов американского экономиста в том, что слишком многим сегодня кажется, что «всё и так норм»: они живут лишь для себя. Хотя в мире остаётся много неразрешённых проблем.
Фото: Андрей Давыдчик
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.