Как выбирали ИТ-компании для списка, который запрещает уходить из Беларуси?
В список «акционеров из недружественных стран» кроме EPAM и Wargaming попали две ИТ-компании из Гомеля: филиал IBA Group и сравнительно небольшой гомельский разработчик ItSupportMe.
dev.by попробовал разобраться, почему список такой странный.
1 июля власти Беларуси утвердили список компаний (постановление Совмина № 436), акционеры которых — «лица из иностранных государств», совершающих «недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц». Таким акционерам теперь запрещено отчуждать принадлежащие им доли (акции) в беларусских компаниях без специального разрешения Минфина (вот что это значит для компаний).
В список вошли 190 компаний.
Чиновники не объяснили цель запрета и критерии, по которым список составлялся. В него попали компании из разных отраслей, как крупные и известные (например, «Лидское пиво» и «Евроопт»), так и малоизвестные региональные.
ИТ-сферу в списке «представляют» 4 резидента ПВТ: ИООО «ЭПАМ Системз» (EPAM), СООО «Гейм Стрим» (Wargaming), ООО «ИВА-Гомель-Парк» (IBA Gomel Park) и ООО «АйТиСаппортМи» (ItSupportMe).
А кто ещё?
Также в списке упоминается резидент Минского технопарка ООО «Кидма Тек». Компания сотрудничает с госорганами, производит оптические приборы, разрабатывает ПО для ID-карт. С декабря 2021 года находится под санкциями США. В списке фигурирует собственник компании из «недружественной страны» — латвийское ООО «Электрооптика». В расследовании польского телевидения латвийскую компанию с таким названием связывали с торговлей оружием и бизнесменом Александром Зайцевым.
Попадание EPAM и Wargaming в список можно объяснить их величиной и известностью. В конце 2021 года в офисах EPAM в Беларуси работали 9400+ человек, в офисах Wargaming — 2400.
Как Wargaming успел продать бизнес в Беларуси
1 июля кипрская «Варгейминг груп лимидет» продала доли в беларусской дочке россиянину Малику Хатажаеву. Таким образом, беларусский Wargaming успел убежать из-под постановления Совмина о запрете продажи долей иностранцами, который вступил в силу на несколько дней позже сделки.
Но почему в список попал гомельский филиал IBA Group (а не вся компания, например) и малоизвестная гомельская ИТ-компания ItSupportMe?
Офис за $4 млн, «Предприниматель года» и распределение студентов
По всей видимости, эти две компании играют заметную роль в деловой и общественной жизни Гомеля.
ItSupportMe (штат гомельского офиса — около 100 человек) производит ПО для крупных дистрибьюторов медицинского оборудования в США. Собственник компании (его имя указано в постановлении Совмина) — Андрис Васкис. Судя по профилю в LinkedIn, он живёт в США и руководит ИТ-компанией PieSoft.US. На сайте последней упоминается центр разработки в Беларуси — непонятно, это ItSupportMe или другая компания.
ItSupportMe два раза становилась победителем организованного государством конкурса «Предприниматель года»: в 2016 году в номинации «Инновационно активный бизнес» и в 2017 году в номинации «Эффективный бизнес в сфере услуг». Про компанию снимали репортаж на гомельском телевидении.
ItSupportMe активно сотрудничает с гомельскими университетами. Вместе с другими фигурантами списка «акционеров из недружественных стран» — EPAM и IBA Gomel Park — компания организовала конкурс для студентов Гомельского государственного технического университета. Все три компании указаны как места для распределения студентов ИТ-кафедры Гомельского государственного университета.
В 2015 году IBA Gomel Park вложил 4 млн долларов в постройку нового офиса в Гомеле, рассчитанного на 200 рабочих мест. Озвучивались планы про найм 550 айтишников в городе.
dev.by обратился в ItSupportMe и IBA Group с просьбой прокомментировать попадание в список Совмина. Также мы спросили, могло ли попадание компаний в список быть связано с их заметной ролью в деловой жизни Гомеля.
В ItSupportMe на запрос dev.by не ответили.
«Список непонятен с точки зрения логики»
dev.by попросил юристов, специализирующихся на корпоративном праве, прокомментировать список Совмина и выдвинуть версии, по каким критериям в него могли попасть компании.
У одного из юристов (пожелал остаться анонимным) список вызвал недоумение: «Он мне непонятен с точки зрения логики. Я рассматривал две версии, почему именно эти компании попали в список.
Экономическая. Компании:
- а) реализуют тут крупные инвестпроекты;
- б) градообразующие предприятия;
- в) имеют кредитные отношения с учредителем. То есть уход собственника мог бы привести к ухудшению экономической составляющей.
Политическая. В список попали компании, уход которых больно ударил бы по имиджу Беларуси.
Но при этом в список не попали некоторые компании, которые реализуют крупные инвестпроекты или являются значительными для своего региона. «Дана Астра» в списке есть, а «Эмирэйтс Блю Скай» — нет. «Лидское пиво» есть, а «Аливарии» (у которой один из собственников «Карлсберг») — нет. Я не вижу тут логики».
По версии другого юриста (тоже пожелал остаться анонимным), в список попали компании со значительными физическими активами в Беларуси:
«Большинство из 190 компаний в списке — это предприятия реального сектора и вообще, самые известные в Беларуси компании. Как «Спартак», «Коммунарка», мороженое «Ингман», «Евроопт», «Дана», «Минский часовой завод», МАПИД и даже беларусская дочка «Лукойл». ИТ-компаний не так много. Среди наиболее известных — ЕРАМ, Wargaming, IBA.
Что мы имеем? Два общих критерия: иностранные учредители и величина бизнеса. Может быть, при отборе учитывались такие показатели, как выручка, стоимость активов. И скорее всего, была разнарядка, что надо собрать такие крупные иностранные компании для контрсанкций.
Как может бить постановление по этим компаниям? Если фирма крупная, у неё значительные активы на балансе: компьютеры, техника. У многих предприятий из списка — таких, как ЕРАМ, Dana Holdings, «Спартак» и других — собственные объекты недвижимости. А когда у компании большие активы на миллионы долларов, продать их по отдельности, как разрозненные объекты, намного сложнее, чем продать сразу долю в компании и выйти из нее, уйти из страны.
Это особенно сильное ограничение для реального сектора, где очень много товара в обороте, транспортные средства, объекты недвижимости, часть из них строящиеся. Многие объекты недвижимости и транспортные средства могут быть в залоге у банка, что тоже усложняет процедуру их продажи и быстрый уход из Беларуси».
Отметим, что у Совмина есть полномочия дорабатывать список — сокращать и расширять.
Читать на dev.by