«Встречались в парке Горького, на «Паниковке». Ностальгируем по FidoNet (а вы?)
Интервью, от которого у некоторых читателей может навернуться слеза ностальгии (или же свести «олдскулы»). Вспоминаем о Фидонете времён расцвета вместе с Сергеем — системным администратором из Минска, который был активным пользователем сети FidoNet в конце 90-х — начале 2000-х.
Ноды, эхоконференции и «пойнт не человек». Что такое FidoNet
Фидонет (FidoNet) — это глобальная любительская неанонимная компьютерная сеть, которую создал программист, анархист и борец за права меньшинств Том Дженнингс.
Пик популярности Фидо случился в середине 90-х годов (особенно на территории бывшего СССР). На некоторое время сеть стала для юзеров основной платформой для общения. Также мы обязаны Фидонету широким распространением смайликов и обращением друг к другу на «ты», что во многом повлияло на стандарты общения в интернете (к счастью или сожалению).
— Фидонет представлял собой сеть узлов, которые назывались «нодами», — поясняет наш собеседник — сисадмин Сергей. — К нодам предъявлялись определённые требования, основное из которых — необходимость соблюдения так называемого ZMH, Zone Mail Hour. В определённый час узел обязательно должен был отвечать по модему и принимать прямой нетмейл (личную корреспонденцию). То есть, требовалось, чтобы на узле в назначенное время был включён компьютер с модемом, который бы ответил на звонок другого модема.
У нас этот час приходился с двух до трёх ночи. Не все могли оставить компьютер работать ночь напролёт, так что это было довольно значительным ограничением.
Пойнтов могло быть очень много. Кто-то набирал их среди знакомых; были люди, которые брали всех подряд — по минимальным требованиям, главное, чтоб был настроенный софт. Нередко пойнты имели адреса сразу у нескольких нодов. В некоторых случаях это помогало получать большой объём почты либо же оптимизировать её хождение.
Почта внутри сети делилась на два типа. Первая — нетмейл, личная корреспонденция; и вторая — эхомейл, это как раз общие переписки, которые потом превратились в форумы.
Как проходило общение: пойнты отправляли сообщения в разные конференции своему ноду, а тот, соответственно, пересылал их вместе со своей почтой другому (или другим). И всё это постепенно расходилось по большому количеству пользователей. Понятно, что в эхоконференциях (Совокупность сообщений по определенной тематике в Фидонете. — Прим.) приватность корреспонденции никого не интересовала. Но даже в личной переписке любой из промежуточных узлов мог распаковать архив, в котором находились текстовые сообщения, и прочитать.
Формально приватность и как бы закрытость этой переписки определялась правилами — что нельзя получать доступ, читать и уже тем более цитировать (хотя коллеги мне подсказывают, что в некоторых правилах, кажется, в московском регионе, наоборот — было разрешено читать транзитную почту, чтобы иметь возможность обнаруживать нарушения правил сети). Уже потом, в конце 90-х, появилась возможность шифровать переписку последствием PGP — Pretty Good Privacy.
Также правилами Фидонета запрещалась коммерция в явном виде. Поэтому некоторые эхоконференции, например, связанные с торговлей подержанным либо новым компьютерным оборудованием, могли действовать только в качестве региональных.
Темы конференций могли быть любыми. Грубо говоря, можно было завести новую «эху» (эхоконференцию) по своему желанию, главное, чтобы в ней потом были пользователи, и она попала на бэкбон (Бэкбон — это узлы и эхоконференции, образующие «каркас» сети. — Прим.). Там обсуждался миллион тем, начиная от знакомств и встреч и заканчивая вопросами компьютерного оборудования, программирования, литературы (особенно фантастики) и так далее. Очень часто создавались как бы параллельные конференции на одну и ту же тему. Например, кто-то был недоволен основной эхоконференцией, создавал свою и начинал привлекать туда сторонников.
Практически во всех эхоконференциях были правила. Их соблюдение обеспечивали модераторы, которые следили за порядком и останавливали личные переписки, если там были персональные нападки. В общем, контролировали всё, что, по их мнению, выбивалось из правил.
Ну и в Фидо существовало такое понятие как «файл эхи». Это что-то вроде механизма файловых рассылок — ты мог подписаться на некую тему, и тебе периодически приходили посвящённые ей файлы. Это могли быть как фотографии, так и архивы с программами. Например, в одной из популярных «файлэх» распространялись фотографии пользователей сети нашего региона, в частности, фотографии со встреч.
«Айтишников в среде фидошников было большинство». Как наш собеседник попал в FidoNet?
— Я зарегистрировался в FidoNet в 1996-м, когда учился на первом или втором курсе в БГУИРе. Получил ноду в 2000-2001-м, когда уже был конец Фидо. К тому времени я уже не был активным участником. А потом в 2003-м уехал из Беларуси работать в Россию, и для меня Фидо закончилось.
Как узнал про сеть? Через одного из преподавателей попал в лабораторию университета, которая затем переросла в небольшую ИТ-компанию. И мой коллега по лаборатории, студент старших курсов, познакомил меня с Фидонетом.
У нас было несколько рабочих компьютеров. Мы купили к ним модем — чтобы была электронная почта, тем более что мы работали за рубеж, и нужна была коммуникация с партнёрами. И какое-то время этот модем использовался, грубо говоря, в личных целях. Хотя везде числился только я, но под одним адресом сетью пользовались несколько человек.
Так что в конце 90-х в Беларуси основными узлами Фидонета, передающими почту, в том числе и по межгороду, были банки. У них имелись компьютеры с большим количеством модемов (бывали пулы и на 100-200 модемов). Администраторы, являвшиеся членами Фидо, заводили на них фидошные адреса, и пользователи Фидонет могли подключаться к ним в любое время параллельно с рабочими процессами.
«Некоторые потом женились». Как проходили встречи фидошников
— Могу сказать, что фидошники очень часто встречались в оффлайне. Небольшие локальные встречи, которые ещё называли «поинтовки», могли случаться минимум раз в неделю, а то и чаще.
Одни и те же люди участвовали в разных встречах. Не было жёсткого разделения по интересам — просто общая встреча участников сети, где общались на разные темы, пили пиво, ездили на какие-то концерты как в Беларуси, так и за рубежом. Часто собирались в тёплое время года и с палатками выезжали куда-нибудь на природу.
Очень часто люди при встрече обменивались дисками, кассетами с музыкой и фильмами. Ну и банально общались. Некоторые потом начинали встречаться, строили отношения, женились. То есть, это был обычный срез общества.
Я начал участвовать в таких встречах практически сразу, буквально на первой же неделе, как получил адрес (для этого не надо было куда-то идти, достаточно настроить ПО и получить пароль от своего босса-нода).
Тогда Фидонет имел неофициальное название «Сеть друзей». Для меня это реально был основной круг общения. Я нашёл там друзей во всех сферах, начиная от личной жизни и заканчивая профессиональными вопросами. И до сих пор общаюсь с многими фидошниками — только теперь в чатах и соцсетях. Оставаться в Фидонете сегодня особого смысла не вижу — разве только чтобы поностальгировать.
В чём был секрет популярности Фидо, и почему его вытеснил интернет
— Так или иначе к середине-концу 90-х к Фидо имели отношение вообще все беларусские ИТ-компании. Из таких явных примеров можно вспомнить компанию «Высокие технологии», «Датастрим», «NTT», «ASBIS». Тогда только начали зарождаться известные сегодня SaM Solutions, EPAM, IBA, ScienceSoft. Из провайдеров в Фидо участвовали — «Открытый контакт», был ещё такой NSYS (Network Systems)… На самом деле список бесконечный, очень редко в какой компании не присутствовали фидошники.
В числе пользователей были действующие сотрудники государственных учреждений (в том числе силовых структур). Многие пользователи Фидо впоследствии стали топ-менеджерами крупных беларуских и международных ИТ-компаний, музыкантами, политиками и т. п.
— Как думаете, почему Фидонет был настолько популярен в постсоветских странах?
Ну и хотя я был не особо активен на международной арене, но знаю людей, которые использовали Фидо в качестве такого каучсёрфинга, чтобы найти место для ночлега. Люди путешествовали таким образом по всему Советскому Союзу.
Некоторые целыми сутками переписывались по Фидо — как в чатах. И это при том, что отправка переписки была нерегулярной. Это нужно было написать, подготовить пакет, отправить его, инициировав модемное соединение. Но люди даже в таком режиме умудрялись строить отношения, каждые пять минут отправляли друг другу почту.
А потом всё это постепенно прекратилось с распространением интернета — в первую очередь из-за его простоты и удобства. Потому что для Фидо всё-таки надо было настраивать ПО, использовать телефон (хотя потом появилась возможность транспорта через интернет). В случае с сайтами и файлообменниками всё было намного проще. Люди просто ушли из Фидо, чтобы заниматься те же самым, но уже в интернете.
dev.by, как и другим честным медиа, сегодня очень сложно: редакция работает за пределами страны, а наши рекламные доходы сократились в несколько раз. Но мы справляемся — с вашей помощью. Это вы делитесь с нами инфоповодами, мнениями, опытом, временем, вниманием и донатами.
И ещё криптой, тут кошельки.
Спасибо, что прочитали это сообщение.
Читать на dev.by