EPAM выпустил продолжающий курс по Scratch и подготовил советы для родителей
Волонтеры ЕРАМ eKids и eKids Garage выпустили курс Intermediate Level Programming with Scratch на русском и английском языках. Это продолжение бесплатной программы по обучению детей программированию в Scratch, где преподаватели и родители могут получить материалы к урокам и методики обучения.
Авторы курса — Solution Architect в ЕРАМ Дмитрий Орехов и STEM-амбассадор в Беларуси Евгения Гущина — поделились советами по обучению. Собрали тезисы.
С какого возраста можно обучать детей программированию?
- Для начальных классов авторы курса советуют внедрять уроки на развитие логики и мышления. Так вы сможете заложить основы программирования для тех, кто в будущем может пойти в этом направлении. Для старших групп детского сада и начальной школы лучше использовать бескомпьютерные варианты программ по основам алгоритмизации. Например:
IT-игра для детей (5-7 лет) и взрослых;
«Свойства алгоритмов для детей» (5-7 лет);
«Программируем пространство» (1-2 класс) и др.;
- В средних классах отлично воспринимаются визуальные среды, например, Scratch;
- Старшеклассникам — Python, одновременно и выразительный, и лаконичный.
Как сделать так, чтобы ребенок не растерял мотивацию?
Мотивация ребенка легко теряется, особенно если начать «грузить» детей терминологией. Лучше делать акцент на обучении через проекты: вместе создать игру или квест и уже в процессе разработки смотреть на теорию.
Проблемы с мотивацией могут возникнуть на этапе, когда от «красочности» нужно переходить к чему-то более сложному, например, к алгоритмам. В Scratch ребенок начинает с игр со звуками, костюмами, меняет масштабы и эффекты, но дальше двинуться ему тяжело, так как следующие этапы требуют больших усилий. А игры рано или поздно надоедают. Поэтому очень важно, чтобы рядом с детьми были тренеры, которые видят конечную цель занятий, или какая-то «путеводная звезда» в виде опорного образовательного курса, опять же, с понятными для ребят задачами.
Сколько должно длиться занятие?
Тут идёт прямая связь со здоровьем. Если раньше времени надолго посадить ребенка за компьютер, вреда будет больше, чем пользы. Поэтому лучше на начальных этапах заниматься без техники: решать логические задачи: играть в ролевые игры, настолки, разбирать веселые примеры и др. Компьютер стоит вводить со второго класса и дальше. Младшим школьникам сложно удерживать внимание на многих вещах больше пятнадцати минут. Поэтому занятия должны быть недолгими, со сменой процесса и динамическими паузами.
У ребят постарше — всё индивидуально. Есть санпины в «45 минут-перерыв-45 минут», но иногда бывают очень сконцентрированные дети, которые погружаются в процесс на несколько часов. Нужно ли их «отрывать»? Умение погружаться во что-либо очень важно, если мы хотим вырастить специалистов, которые смогут создать что-то за границами существующего.
Здесь смотрим на здоровье. Например, если у ребенка плохое зрение — перерыв точно нужен.
Оптимальное время для занятий — 1,5 часа. Но у программистов помладше должно быть больше перемен и чередований работы за компьютером.
Как дети лучше всего воспринимают информацию?
Известное правило: просто слушать — усваивается только 20%, обсуждать — 50%, делать практические занятия — 80% и выше. Так должно быть и с детьми.
Лекции типа «учитель вещает — ученик слушает и переписывает в тетрадь» заменяются диалоговыми формами и проектной деятельностью.
Отлично работает схема, где есть минимум (но не полное отсутствие!) готовых знаний и максимум самостоятельно добытой информации: прочувствованной, опробованной, полученной экспериментальным образом. И важен преподаватель-коуч, который проследит, чтобы ребенок шёл в нужном направлении. Для этого не нужно много опыта — достаточно искреннего желания работать с детьми, хорошей логики и методической опоры, которую дает наш образовательный курс.
Есть ли секрет взаимодействия с детьми?
- Относитесь к ним с уважением;
- Играйте с ребятами на их «площадке». У нынешнего поколения это, по большей части, виртуальное пространство внутри компьютера. Но в нем могут существовать живой диалог, игры и новые знания. Нам нужно просто к этому приспособиться и найти новые варианты для контакта.
Читать на dev.by