В субботу 8 сентября в Лиде на фестивале LIDBEER дрон чуть было не столкнулся с вертолётом Ми-2, сообщает «Комсомольская правда». В Сети появилось видео. Если оно настоящее, то это уже второй инцидент с участием беспилотника за последнее время. 14 августа самолёт Belavia на подлёте к Минску сблизился с дроном и «чудом не столкнулся».
Мы связались с человеком, который выкладывал в интернет видео:
— В Instagram мною была записала Stories, где я комментирую происходящее ради лайков и накрутки, но автором видео я не являюсь.
Он утверждает, что «видео взял на форуме, который потом удалили, сейчас оно на многих интернет-ресурсах».
— Если бы я знал, кто автор, мне не пришлось бы объяснять всем данный инцидент, — также он предположил, что «автор специально кидает всем ссылку» на его аккаунт.
Почему такие случаи возможны в Беларуси?
Заместитель председателя Белорусской федерации беспилотной авиации Глеб Бондарик говорит, что чего-то подобного они «ждали и боялись»: ещё весной Федерация предложила меры по предупреждению подобных ситуаций, но в ответ получила «отписку».
— Мы предвидели возникновение подобных ситуаций: направили письма в МВД и в Департамент по авиации, в которых изложили подробные рекомендации, как обеспечить безопасность использования беспилотников на массовых мероприятиях. Копия письма ушла в прокуратуру. В ответе, который мы получили от МВД, было указано, что контроль за беспилотниками — прерогатива самих организаторов мероприятий. Ответа от Департамента ждём до сих пор.
Рекомендации по регулированию полётов во время массовых мероприятий (от федерации):
- обязательное назначение руководителей полётов, которые организуют всех операторов, делят пространство на сегменты и распределяют высоты между зарегистрированными на мероприятие пользователями,
- выделение специального места для пилотов,
- яркие жилеты для пилотов,
- ограничение по числу аппаратов в радиусе 500 метров до трёх штук. «Мы с коллегами проводили эксперимент по радиосовметимости дронов DJI, и я могу сказать, что уже три коптера начинают создавать друг другу помехи, что совершенно недопустимо на массовом мероприятии», — говорит Бондарик,
- наличие специальной страховки у операторов.
Почему до сих пор нет правил полётов для беспилотников?
— Недавно нам передали проект правил из Департамента. Но сказали, что приступить к их обсуждению можно будет после того, как документ появится на сайте Департамента. Мы сформировали две рабочие группы от федерации: это профессионалы с огромным опытом пилотирования беспилотных аппаратов — таких специалистов и за границей не найдёшь. Но пока они не могут приступить к работе.
Глеб Бондарик говорит, что рад, что новое руководство Департамента начало вести диалог с федерацией. Однако его смущает, что недавно назначенный на пост директора Артём Сикорский в интервью, которое он дал TUT.by, озвучил несколько иную концепцию.
— Мы в некотором замешательстве: слова руководителя Департамента идут в разрез с тем документом, который передали нам. Вот только один пример: нумерация беспилотных систем в проекте авиационных правил начинается с 4-го класса, а в концепции, озвученной Сикорским, — с 1-го.
Глеб Бондарик говорит, что есть ещё моменты, которые смущают членов федерации. Но он не готов обнародовать полученный документ, поскольку не знает, какая из концепций будет вынесена на всеобщее обсуждение. Однако он согласился озвучить моменты, с которыми в корне не согласен, — во всех вариантах правил:
- «Самый проблемный тип беспилотников — коптеры весом до 0,5 кг. Доступны по цене и могут летать на расстояние до нескольких километров. Однако их не учитывают ни в одной из концепций. Проанализируйте тот случай, что якобы произошёл в Лиде, — и вы поймёте, что это был DJI Mavic AIR весом 430 г. Тем не менее, по мнению чиновников, необходимости регистрировать такой дрон нет.
- В обеих концепциях много внимания уделено тому, что беспилотники могут использоваться для осуществления коммерческой деятельности. От этого в Департаменте рекомендуют отталкиваться. Я настаиваю на том, что границу следует проводить по типу использования: „в пределах прямой видимости“ летает беспилотник или вне её, а также как близко при этом находятся люди. Если оператор работает на массовом мероприятии, — его квалификация как пилота должна быть максимально высокой. При этом снимает он для собственного архива или по заказу компании — это не так уж и важно.
- В Департаменте сегодня делают упор на на сертификацию беспилотников. Но на безопасность это влияет очень опосредованно. В новой редакции Воздушного кодекса чётко прописана обязательная сертификация беспилотных летательных аппаратов от 7 кг. И моё мнение таково: этого и следует придерживаться. Федерация готова взять на себя контроль и учёт этих беспилотников — у нас накоплен немалый опыт в этом деле. Более того, сейчас мы разрабатываем, а к Новому году начнём внедрять онлайн-тест для проверки базовых навыков использования беспилотников и знания нормативно-правовой документации».
— Вы представляете себе ситуацию, что студент с DJI Phantom стоит в очереди в Департаменте по авиации за сертификатом эксплуатанта? Нет, конечно! Он просто будет запускать его «втихую» — и не найдёшь его никогда, если не случится инцидента. А к нам бы он пришёл.
Глеб Бондарик отмечает, что ровно год назад руководство федерации добилось разрешения на использование частоты 2.4 ГГц для дронов мощностью до 100 мВт. Но взамен должно было организовать учёт и контроль пользователей беспилотников.
— Мы достигли блестящих результатов. В федерации 300 человек, и за это время был всего один инцидент с участием нашего товарища. Он запускал беспилотник рядом с запретной зоной, за что и получил предупреждение от нас. Ещё одно нарушение — и мы изымем у него членский билет, и он лишится права использовать частоту 2.4 ГГц.
Глеб Бондарик отмечает, что отсутствие правил, о чём уже писал Dev.by, даёт возможность белорусам запускать дроны нелегально. Как это и было на фестивале.
«Если видео — не фейк», — оговаривается собеседник.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.