Скандал разразился 1 августа: Долтон Колдуэлл, основатель App.net, написал открытое письмо Марку Цукербергу, в котором открыто критикует политику корпорации. Дело в том, что App.net планирует создать новый открытый API-фреймворк, и, по словам Колдуэлла, Facebook настаивал на покупке его компании, чтобы App.net не конкурировал с недавно открытым App-центром этой социальной сети. Внезапно выяснилось, что корпоративная политика Facebook действительно вполне себе корпоративна, и кушать стартапы для них далеко не в новинку, особенно в том неловком положении, в котором компания оказалась с падением стоимости своих акций.
Сама встреча состоялась в середине июня. До этого App.net работала над мобильным приложением, которое позволяет пользователю узнать, какими мобильными программами пользуются его друзья – а также предлагает варианты новых программ, которые мог бы скачать этот пользователь. Для идентификации приложений, интересных пользователю, и совместного использования их с друзьями по социальным сетям использовались инструменты Facebook Connect и Facebook Open Graph. Поэтому Колдуэлл рассчитывал заручиться поддержкой Facebook на уровне топ-менеджеров перед предстоящим запуском своего продукта. Казалось бы, ничто не предвещало... Уважаемому Марку Цукербергу
Здравствуйте, Марк.
13 июня 2012 года, в 16.30 я прибыл на встречу в головной офис компании Facebook в городе Менло-Парк, штат Калифорния. Кроме меня, на этом собрании присутствовали сотрудники Facebook, занимающие следующие должности: вице-президент по техническим разработкам, вице-президент по партнерству, вице-президент по развитию бизнеса и корпоративным разработкам, а также директор по связям с разработчиками и Open Graph.
На тот момент я считал, что приглашен на встречу, чтобы познакомить собравшихся с моим новым приложением и сервисом для iOS, который я разрабатываю на платформе Facebook. До этого сотрудники Facebook, занимающиеся связями с разработчиками, убедили меня, что разрабатываемый мной сервис – интересный и ценный пример применения Open Graph и платформы Facebook. Я надеялся, что по итогам этой встречи смогу заручиться поддержкой топ-менеджеров Facebook перед близящимся запуском моего проекта. Но встреча приняла неожиданный оборот, когда собравшиеся в комнате собеседники стали втолковывать мне, что создаваемый мной продукт будет конкурировать с недавно анонсированным Facebook App Center. Ваши менеджеры принялись объяснять, что им очень не хотелось бы конкурировать с «интересным продуктом», созданием которого я занимаюсь, и, поскольку я – «хороший парень с отличной репутацией», они хотели бы приобрести мою компанию, чтобы мы вместе могли трудиться над разработкой App Center.
Такой поворот разговора мне не понравился, и я сразу сказал, что не хочу, чтобы Facebook аннексировал мою компанию вместе с персоналом (в английском языке для этого недавно появилось новое слово "acqui-hire" – поглотить вместе со всеми сотрудниками). Добавил, что если Facebook желает всерьез обсудить вопрос о приобретении моей команды и продукта, то я буду только рад. В противном случае меня совершенно не устраивает перспектива прекратить разработку собственного продукта и присоединиться к Facebook. Я сказал Вашим сотрудникам, что скорее полностью перепрофилирую мою компанию, чем соглашусь с таким предложением.
Странно, но директор по «связям с разработчиками платформ» даже не попытался поддержать мою позицию. Вместо этого он объяснил, что недавно ему был вверен App Center, и, поскольку в настоящий момент он курирует разработку новых рекламных компонентов, он обязан обеспечить годовую выручку от рекламы в размере более 1 миллиарда долларов. Мои высокопоставленные собеседники дали мне понять, что потенциальный успех моего продукта противоречит вашим финансовым целям, которых вы собираетесь достичь при помощи рекламы. Поэтому даже такое предложение о поглощении, которое они мне выдвигают – благородный и дружественный шаг с их стороны.
Не знаю, Марк, доложили ли Вам об этом, но, сразу же после описанных событий я направил в компанию отзыв, рассказав, насколько удручающее впечатление произвел на меня такой поступок одного из ваших менеджеров. Менеджер извинился и сказал, что учтет мое замечание.
Но, Марк, мне известно, что этот случай, с которым мне пришлось столкнуться – не единичный. Основатели других стартапов, а также сотрудники Facebook говорили мне, что такой подход к людям – стандартный компонент Вашей стратегии слияний и поглощений. Похоже, Ваши сотрудники не понимают, что «умение вести переговоры» и прямые попытки разрушить чей-то бизнес, построенный на «открытой платформе», – далеко не одно и то же. Мне знакомы все эти тактики ведения переговоров, основанные на устрашении. Я годами сталкивался с ними, когда работал в музыкальной индустрии. Такие злонамеренные переговоры непростительны, и я не думал, что Ваша компания способна на подобную низость. Что ж, я ошибся.
Во многом я получил то, чего заслуживал. Я пришел к выводу, что решился на такую авантюру, поскольку «платформа» Twitter – еще более удручающее явление, чем «платформа» Facebook. Я стремлюсь создать качественную социальную программу, такой продукт, который не требует от пользователя заново переписывать список друзей, не прибегать к oAuth, и т.д. – неудивительно, что мне приходится идти на огромный риск. Честно говоря, я уже решил, что не напишу больше ни строки кода для таких насквозь прогнивших платформ, как Facebook и Twitter. Урок усвоен.
Марк, мне не кажется, что люди, работающие в Facebook и Twitter, сознательно заблуждаются. Проблема в том, что они наблюдают за падением стоимости ваших акций и из-за этого вынуждены работать на износ. Ваша компания и Twitter недвусмысленно показали, что им плевать как на пользователей, так и на сторонние девелоперские экосистемы – и все во имя рекламной выручки. Мне кажется, что если Вы уже играете в такие опасные игры и с разработчиками, и с пользователями, то Вам будет сложно свернуть с этой скользкой дорожки.
Я полагаю, что социальные платформы будущего будут функционировать как инфраструктуры, а не как медиа-компании. Мне представляется, что несколько небольших, взаимно совместимых социальных платформ с ясными и устойчивыми бизнес-моделями в конце концов Вас победят. Стоимость этих компаний будущего будет составлять малую толику от того, во сколько сегодня оцениваются Facebook и Twitter. И мне это кажется нормальным. Ценность платформы должна зависеть от ценности создаваемой ею экосистемы, а не от суммарной стоимости платформ, которые она непосредственно поглощает.
Я не считаю лично Вас или Ваших сотрудников плохими людьми. Просто я думаю, что выстроенный Вами бизнес основан на таких финансовых мотивациях, которые идут вразрез с интересами разработчиков и пользователей. Даже если мой проект и не станет тем механизмом, который запустит описанные мной изменения – эти изменения непременно наступят.
Марк, исходя из всего того, что я о Вас знаю, мне кажется, что Вы меня поймете. Просто потому, что Вы основали именно Facebook, а не что-то другое. Помните, как Вы всегда называли Facebook «социальным инструментом»? Это очень интересный термин. Но какое-то время назад он стал употребляться все реже. Догадываюсь, почему.
Так или иначе, Марк, я думаю, что общественные рынки и таланты Ваших сотрудников позволят Вам выиграть время, чтобы устранить очевидные структурные проблемы в бизнесе вашей «платформы». Возможно, сейчас для Вас наступает момент истины. Удачи.
С уважением,
Долтон Колдуэлл.
По материалам зарубежной прессы.
Читайте также
Disney тоже отказался покупать Twitter из-за ботов 6 лет назад
Disney тоже отказался покупать Twitter из-за ботов 6 лет назад
Маск отложил покупку Twitter из-за страха Третьей мировой
Маск отложил покупку Twitter из-за страха Третьей мировой
Twitter требует опубликовать личную переписку Маска
Twitter требует опубликовать личную переписку Маска
Маск требует отсрочки суда с Twitter. Его юристы меняют тактику обвинения
Маск требует отсрочки суда с Twitter. Его юристы меняют тактику обвинения
Обсуждение
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.