Новая система автоматизации служб крови «Донор», по словам брестских разработчиков, выведет работу по сбору, хранению и обработке информации на новый уровень. Для учреждений здравоохранения страны появится единый банк данных.
Что такое «Донор»
— Когда я встречался с медработниками, я видел, как женщина вытаскивает папку с бумагами и ищет информацию по нужному гемакону (контейнер для хранения крови — прим. авт.). Я испытал шок. В папке около 20 тысяч позиций, есть шанс ошибиться, не те цифры посмотреть, — рассказывает главный разработчик «Донора» Максим Елец.
До «Донора» медики, конечно, хранили информацию не только на бумаге. Но они использовали решения на базе локальной сети. Обмениваться данными могли, но неоперативно. «Донор» позволяет работать в едином информационном пространстве всем медучреждениям, которые подключены к системе. Например, как только врач в поликлинике выписывает пациенту больничный и вносит информацию в систему, эти данные становятся доступны на станциях переливания крови. Человек получает временный отвод от донорства.
Идея системы «Донор» принадлежит компании «Информационные технологии», они же занимались разработкой. Мысль создать единую базу данных, где будет храниться информация о пациентах, возникла ещё в конце 1980-х годов, когда Брестский электромеханический завод объявил, что будет изготавливать жесткий диск с громадным по тем временам объемом хранения 100 мегабайт, признается директор «Информационных систем» Алексей Козлов.
В начале 2000-х появилась медицинская информационная система «Лекарь», которая сводит информацию о пациенте в единую медкарту вне зависимости от того, где его обсуживают. На этой базе и разрабатывали новую систему «Донор».
Деньги нашли в инновационном фонде Брестского облисполкома. «Донор» стоил 50 тысяч долларов. Речь идёт не только о разработке ПО, но обо всём программно-аппаратном комплексе. Административную функцию — работу со станциями переливания крови — взял на себя Брестский научно-технологический парк.
В конце 2017 года «Донор» запустили в тестовом режиме. Первыми работать в системе начали медики в Брестской области. К системе планируют подключить учреждения здравоохранения по всей стране. Речь идёт не только о станциях переливания крови, но и обо всех учреждениях здравоохранения, которые поставляют данные для белорусской службы крови или пользуются ими — поликлиниках, роддомах и так далее.
Цель проекта — обеспечить безопасность пациента, которому собираются перелить кровь. Первый важный момент, о котором упоминают все, кто работает над ним — это отводы от донорства. До внедрения системы, приводит пример Козлов, кожно-венерологический диспансер каждый месяц составлял списки на бумаге и отправлял их на станцию переливания крови, там их переносили в компьютер.
— Но это неоперативно. За этот месяц человек уже мог прийти на станцию переливания крови, деньги на его анализы потратили, — отмечает Козлов.
Теперь достаточно указать в единой базе данных, что условный Иван Иванов не может сдавать кровь по медпоказаниям, и он получит отвод от донорства по всей стране. Когда Иванов придёт на станцию переливания крови, чтобы стать донором, его проверят по базе данных отводов и не разрешат сдавать кровь. Это сэкономит и время медперсоналу, и дорогие реактивы.
— Мы получили возможность создать более мелкое сито для отбора здоровых доноров. Система позволяет исключить людей, которые, возможно, по незнанию, возможно, из-за своей алчности хотят прийти и сдать «нездоровую» кровь. Это ещё один шаг на пути к повышению безопасности трансфузий, — говорит главный врач Брестской областной станции переливания крови Виктор Колесников. Но её базе выполнили основные работы по созданию новой системы и её обкатке в «боевых» условиях.
Система уменьшает риск человеческой ошибки, потому что специалисту не приходится перебирать бумаги.
«Донор» интегрирован в медицинскую информационную систему «Лекарь», поэтому врач станции переливания крови может проконтролировать состояние здоровья донора: его текущие диагнозы, результаты анализов, больничные. Система помогает проследить технологический процесс от момента, когда кровь взяли у донора, до момента, когда её продукты перелили реципиенту. Можно сформировать и план кровосдачи.
— Раньше, когда нужно было связаться с донором с редкой группой крови, информацию о нем воссоздавали по памяти. Вот почему были важны кадры, Мария Ивановна, которая отработала 20 лет и всё помнит, — рассказывает Козлов.
Как работает система
Медучереждения не всегда могут похвастаться современным техническим оснащением, особенно если речь идет о глубинке. Поэтому разработчики искали простое решение, наименее требовательное к ресурсам техники. «Донор» по сути — веб-сайт. Медик, которые входит в систему, видит таблицу, куда он может вносить сведения о пациенте: данные о группе крови, резус-принадлежности, анализах, которые сдавал человек, типе донации и многом другом. После того, как это сделано, информация становится доступной во всех медучреждениях, которые подключены к системе.
— Тот, кто умеет общаться в «Одноклассниках», сможет освоить работу в нашей системе, — заверяет Козлов.
Разработчики используют облачную модель обработки информации. Они дают пятнадцатиминутную гарантию на сохранность данных. То есть за 15 минут информация будет растиражирована по нескольким базам данных в разных дата-центрах и не пропадёт.
Как в любой медсистеме, в «Доноре» хранится персональная информация, распространение которой должно быть ограничено — номера документов, сведения о состоянии здоровья пациента и так далее. Созданием и аттестацией системы защиты для «Донора» занимается Научно-исследовательский институт технической защиты информации.
Общая база данных находится в зашифрованном виде на серверах, которые расположены вне учреждений здравоохранения. Есть система разграничения прав доступа к информации, то есть конкретная станция переливания крови и конкретный врач могут получить доступ к информации только о своих пациентах. Единовременно врач может обратиться к карточке только одного пациента, у него нет возможности экспортировать данные из базы.
Как реагируют медики
По законодательству, медработники обязаны заполнять документы на бумаге. Если при этом приходится дублировать информацию на компьютере в режиме онлайн, получается дополнительная работа, это неудобно для рядового пользователя, поясняет Козлов. «Бумажная» логика реальной работы согласно законодательству вступает в противоречие с логикой работы автоматической системы.
— Те руководители, которые формируют правила документооборота, должны избавить своих подопечных от необходимости вести «бумажную» копию, — говорит Козлов.
— Конфликта в том, чтобы параллельно вести бумаги, нет. Бумажная работа будет, наверное, всегда, — говорит главврач Брестской областной станции переливания крови Виктор Колесников. По его словам, система, наоборот, помогает вести бумажную документацию, ведь введенные данные можно распечатать в любой момент.
Разработчики говорят о «Доноре» как о сложном организационно-программно-техническом комплексе: если какая-то компонента просаживается, весь программный комплекс используется неэффективно. Новая информационная система получила централизованное управление в лице Республиканского научно-практического центра трансфузиологии и медицинских биотехнологий. Это, по словам Козлова, дает надежду, что ее преимущества будут реализованы полностью.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.