Дело Дурова: в чем обвиняют главу Telegram
Обвинения французской прокуратуры в отношении Павла Дурова вызвали множество вопросов. Разбираемся, в чем конкретно обвиняют главу Telegram и чего ожидать в будущем.
Что происходит сейчас?
После задержания 24 августа Павел Дуров был допрошен в парижском суде в среду, 28 августа. По итогам допроса судья решил предъявить бизнесмену обвинение и продолжить расследование дела. После Дуров не сделал никаких заявлений, Telegram также не публиковал официальных комментариев. Его адвокат Давид-Оливье Камински после решения суда назвал «полным абсурдом» попытки возложить на Дурова персональную ответственность за предполагаемые преступления, совершенное с помощью Telegram.
Что это за обвинения?
- Сговор с целью администрирования онлайн-платформы для обеспечения возможности проведения незаконных транзакций в составе организованной преступной группы;
- Отказ предоставить информацию по запросам уполномоченных органов;
- Соучастие в распространении хакерских программ, распространении изображений несовершеннолетних порнографического характера организованной группой, распространении наркотиков, а также соучастие в мошенничестве организованной преступной группой;
- Отмывание денег, полученных в результате действий организованной преступной группы;
- Предоставление криптографических услуг, направленных на обеспечение конфиденциальности, без обязательного декларирования;
- Незаконное предоставление и импорт средств криптографии.
Максимальный срок лишения свободы, который грозит Дурову по отдельным статьям обвинения, составляет 10 лет. Такая санкция может быть применена для нескольких пунктов обвинения. Но даже в случае, если в уголовное статье указано тюремное заключение, суд может назначить условное наказание на определенный срок. Это значит, что человек проведет часть положенного срока в тюрьме, а часть — под надзором как условно осужденный.
В чем суть обвинений?
Одним из обвинений стало предоставление криптографических услуг без декларирования. Во Франции оборот криптографических средств регулируется отдельным законом. Власти не ограничивают только те средства криптографии, которые обеспечивают функции аутентификации или контроля целостности (например, хеширование или цифровая подпись). Во всех остальных случаях поставщик услуг должен отчитываться перед правительством, а также передать исходный код ПО.
Другое обвинение касается предоставления услуг платформы, которая разрешает распространять нелегальный контент или оказывать нелегальный услуги. Речь идет также о возможности проведения незаконных транзакций через платформу. Эта статья уголовного кодекса Франции вступила в силу недавно — одновременно с законом «о цифровых услугах» ЕС (DSA), который ужесточил требования к модерации онлайн-платформ.
Отказ сотрудничать с французскими властями — еще один пункт обвинения. Прокуратура указала, что Telegram неоднократно получал запросы от компетентных органов, но игнорировал их. Запросы исходили в том числе от Национального офиса по защите несовершеннолетних (OFMIN) по поводу сексуализированного контента на платформе. Из-за того, что офис не получил ответа — владелец мессенджера был объявлен в розыск.
Не все предъявленные прокуратурой обвинения могут попасть в конечное обвинение. В традициях французского судопроизводства сторона обвинения старается обозначить все статьи, которые могут иметь отношение к делу. Это необходимо для определенной свободы действий и убеждении судьи, что дело серьезное.
Что будет дальше?
Дело рассматривается во французской юрисдикции, а не в рамках ЕС. DSA предусматривает только экономические санкции для нарушителей обязательных критериев, и законодательство ЕС работает отдельно от национального. Уголовное право применимо на национальном уровне, и французской прокуратуре придется доказать, что у Дурова был умысел совершить перечисленные преступления. Сделать это будет очень сложно — суд потребует весомых доказательств этого умысла.
По решению суда, Дуров находится под подпиской о невыезде, ему запрещено покидать Францию. Бизнесмен должен два раза в неделю приходить в отделение полиции по месту жительства на короткую беседу. Однако теоретически французским властям будет сложно проконтролировать перемещения Дурова — и он может передвигаться по Шенгенской зоне. В таком случае он совершит еще одно уголовное преступление, что приведет к ужесточению наказания по основному делу.
Неясно, как долго продлится следствие, которое закончится передачей дела в суд и предъявлением окончательных обвинений. Судопроизводство может занять и год, и несколько лет. Кроме того, возможны апелляция и кассация, которые также занимают несколько лет. После их возможного отклонения Дуров может обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), решение которого будет окончательным.
Читать на dev.by