«Москва — Ереван». Венчурный инвестор Давыдов о будущем российского ИТ
16 июня на YouTube-канале «Русские норм!» прошёл прямой эфир с венчурным инвестором Николаем Давыдовым. В частности, он рассуждал, что ждёт российские технологические стартапы в условиях изоляции. И при чём тут Беларусь. Пересказываем основное.
После начала войны в Украине и введения санкций Россия столкнулась с волной эмиграции ИТ-специалистов.
Правительство РФ предложило айтишникам меры поддержки, включая льготную ипотеку и отсрочку от армии. Но пока неясно, сколько человек решило ими воспользоваться и какие масштабы в принципе приняла релокация.
Основательница The Bell Елизавета Осетинская, которую внесли в России в список иноагентов, обсудила во время прямого эфира с венчурным инвестором Николаем Давыдовым будущее российского ИТ. В частности, она спросила, может ли Россия развивать и поддерживать свою ИТ-отрасль в условиях санкций, «изоляции и самоизоляции». На что Николай ответил, что, конечно же, нет.
По его мнению, привычный интернет, в котором можно «делать бизнес, создавать продукты, улучшать жизни людей через коммерческие, рыночные инструменты», в изоляции невозможен.
«Беларусские креветки»
Также в изоляции, говорит Давыдов, будет сложно создавать новые продукты — «наверное, только на российский рынок», который к тому же будет сжиматься. Дополнительную сложность представляет уход техпартнёров. Ведь если в страну не поставляются видеокарты, то посчитать нейросети официально можно только «на логарифмических линейках».
Однако Давыдов подчёркивает, что «не хочет нагнетать», ссылаясь на роль «третьих стран» в будущем российской ИТ-отрасли:
Пойдёт ли Россия путем Китая?
На вопрос, может ли Россия пойти по пути Китая с его изолированным интернетом и собственными ИТ-продуктами, Давыдов ответил, что «это и будет маленькая версия китайского рынка».
«Китайский рынок — это consumer интернет, в котором есть полтора миллиарда юзеров и государственный рынок. Но b2b рынка в нём нет, — добавил он. — И я думаю, что Россия придёт к этому же сценарию — только с поправкой, что Россия в 10 раз меньше Китая (по населению, если мы говорим про consumer интернет). И экономически будет отставать и дальше. Поэтому все бизнесы, которые в России создаются исключительно на российский рынок, будут либо консьюмерскими, либо под b2g — работу с государством. <>В условиях мирного времени, если Россия ни с кем не воюет, и санкционное давление не усиливается, этот рынок может жить».
Инвестиции
— Если у вас суперкрутой рост, и у вас прёт всё невероятно, то в вас проинвестируют несмотря ни на что, — говорит Довыдов. И приводит в пример стартап Prisma, ради которого инвесторы прилетали в Москву. — Если у вас что-то невероятное получилось, то будет исключительное исключение.
Но добавляет, что несмотря на всё это, он сам со своими портфельными командами подписывает документ, что у стартапов не будет юрлиц в России и они не будут нанимать там команды — велики риски.
Утверждая, что у компании с фаундерами в Америке и командой в Армении дела будут идти так же, как и до введения санкций.
Если вы работаете на российский рынок или на компанию с российским головным офисом — расскажите, как ваши дела, напишите в наш бот. Это анонимно.
Читать на dev.by