В пятницу 11-го мая в Минске в пресс-центре газеты «АиФ» прошел брифинг, посвященный уровню ИТ-образования в Беларуси и его вкладу в экономику страны. Пресс-конференция была приурочена к 10-й годовщине со дня начала деятельности учебного центра компании IBA, а спикерами мероприятия являлись заметные фигуры в сфере отечественного ИТ-образования.
На эти и другие вопросы предложили свои ответы спикеры пресс-конференции, среди которых были: декан ФПМИ БГУ Павел Мандрик, директор учебного центра IBA Владимир Дюбков, генеральный директор ассоциации «Инфопарк» Владимир Басько, коммерческий директор литовской компании Consulting & Training Group (CTG) Ясюлис Вигинтас.
В первую очередь обсуждались возможные пути получения ИТ-образования в нашей стране. Если не считать самоподготовку и корпоративное перенятие опыта, то таких путей не так уж и много. Или вуз (скорее всего, государственный), или центр переподготовки при том же вузе, или частный учебный центр (скорее всего, при одной из крупных компаний: IBA, BelHard, Epam). В той или иной степени все эти возможности связаны и часто дополняют друг друга.
Коснувшись отношений вузовского и дополнительного образования, Владимир Дюбков отметил, что учебные центры развивают тот фундамент, который закладывают вузы в будущих специалистах. А основной задачей университетов является не осваивание какой-то конкретной технологии, а развитие у студентов способности самостоятельно впитывать новые знания.
Господин Павел Мандрик (напомним, декан одного из самых «сильных» ИТ-факультетов Беларуси) подкрепил такой вывод тезисом о том, что вуз – это целый общественный институт, на котором лежит большая социальная ответственность. Кроме обучения конкретной специальности, он выполняет и другие функции (дает общее высшее образование, воспитывает, предоставляет некоторую опеку и т. д ). Поэтому он оправданно выполняет немного другие задачи в сравнении с учебными центрами. (Впрочем, эта оправданность для многих не бесспорна...)
Директор инфопарка Владимир Басько предложил в перспективе объединить существующие частные образовательные центры в одну большую структуру. По его словам, это может быть единый центр ИТ-образования при ПВТ. Внутри такого центра будет проще управлять направлениями образования, чтобы на рынке не было дисбаланса специалистов по каким-то определенным специальностям.
Идея выглядит интересной, но совсем не факт, что такой подход будет действенным. Ведь монополия убивает конкуренцию, которая, как известно, двигатель прогресса в современном мире. К тому же при наших реалиях очень сложно оценить действительную потребность рынка в определенных специалистах, чтобы управлять предложением образовательных программ.
Гостем брифинга был представитель литовской компании в сфере услуг ИТ-образования Ясюлис Вигинтас. В целом он подтвердил высокий уровень таковой отрасли у нас. Программы для большинства курсов поставляются вендорами (Microsoft, SAP, Apple, Cisco и другими), поэтому они одинаковые как Беларуси, так и за рубежом. А так как цены на эти программы устанавливаются отдельно для каждого региона, то стоимость на какие-то определенные курсы в нашей стране часто дешевле, чем в той же Литве, потому что мы относимся к разным региональным отделениям компаний-вендоров.
В Литве каждый государственный служащий для продолжения деятельности на своем посту обязан получить сертификат, подтверждающий что он получил определенное образование в сфере информационных технологий. У нас такого закона нет, поэтому часто работники госпредприятий не умеют пользоваться компьютером даже на базовом уровне! В последний год-два без этих знаний на производстве становится совсем туго, поэтому наши госкомпании постепенно хватаются за голову и берутся за ум.
Одним из экспертов пресс-конференции был Владимир Коледа, заместитель начальника Главного расчетного центра БЖД. По его словам, несколько лет назад их компания почувствовала необходимо повышать уровень сотрудников и стала сотрудничать с частными образовательными центрами. Безусловно, это очень важная и правильная позиция, однако жаль, что уровень кооперации не так уж и велик, потому что переподготовку за все это время прошли только несколько десятков работников железной дороги.
Говорили на пресс-конференции и об конкурентности услуг белорусской ИТ-отрасли на глобальном рынке. Основу привлекательности наших продуктов составляет их цена. Уровень жизни в стране и льготы, предоставляемые участникам ПВТ со стороны государства, позволяют формировать низкую стоимость на продукты отечественных разработчиков ПО. Чаще всего речь идет об аутсорсинговых компаниях, но постепенно увеличивается и количество разработчиков, которые занимаются продвижением собственных продуктов.
Участники сошлись во мнении, что наша страна добилась заметных успехов. Год от года увеличивается доля ИТ-продуктов в общем экспорте товаров и услуг. И главным козырем белорусской ИТ-колоды являются способные люди и те традиции технической интеллигенции, которые были заложены еще в Советском Союзе.
Главные вопросы и официальные ответы
Можно ли в нашей стране получить качественное и современное ИТ-образование? Готовят ли в Беларуси специалистов по всем направлениям индустрии информационных технологий? Насколько конкурентны программные продукты отечественных компаний на экспортных рынках? Какое будущее ждет белорусскую ИТ-сферу в целом и ИТ-образование в частности?Проблемы отечественного ИТ-образования
Несмотря на непрерывные реформы и бесконечные разговоры (например, о сокращении сроков обучения), белорусские вузы пока не готовы стать частью Болонской системы, и это не единственная примета кризиса высшего образования. За примерами не нужно ходить далеко: молодой энергичный преподаватель БГУИР выбирает новую интересную технологию, студенты готовы учить новый предмет, но… Для того, чтобы ввести этот курс в учебную программу, надо пройти через столько бюрократических проволочек, что энергии хватит только у самых терпеливых. И даже если хватит энергии, то может не хватить времени, уж больно быстро в современном мире меняются направления ИТ-индустрии. Похожие проблемы с внедрением новых программ есть и у центров переквалификации при вузах. В какой-то степени они конкурируют с частными образовательными центрами, но к последним люди идут за более конкретными и модульными знаниями. А основной задачей институтов переподготовки является привлечение в ряды «айтишников» новых людей из других сфер. Институты переподготовки дают студентам новое образование на основе уже полученного ранее. Для многих это реальный шанс: получить ИТ-специальность и перейти в другую сферу, где высокие средние зарплаты. И если студент относится к учебе по новой специальности серьезнее, чем просто «получить корочку», то наверняка в будущем станет хорошим специалистом. А как насчет частных учебных центров? Их основной недостаток – это узкая направленность программ, которые обычно сложно выучить, не имея предварительных знаний. Пройдя курс обучения языку C++, пекарь вряд ли с ходу станет хорошим программистом, а юрист, скорее всего, не освоит администрирование оборудования Cisco за короткий период времени. Но, объективно говоря, только в таких центрах белорусы могут выучить многие передовые технологии и познакомиться с новейшими инструментами производства. С этой точки зрения вполне показательна статистика распределения по должностям слушателей курсов, которую предоставил Учебный центр IBA:- администраторы, программисты (менеджеры среднего звена) – 64%
- руководители – 28%
- другие исполнители – 8%
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.