Накануне Международного дня защиты детей мы связались с юными программистами, которые еще не перешли рубеж совершеннолетия, и узнали, как и когда они начали программировать, чего они уже достигли, чем планируют заняться в будущем. Разговор поддержали и эксперты в сфере образования, порассуждав на темы «когда детям стоит начинать программировать», «как строить обучение», «что собой представляет новое поколение» и «есть ли закономерность между началом карьеры и ее успешностью».
«Необходимо учить детей программированию, пока им не исполнилось одиннадцать лет», — такую мысль в одном из своих интервью высказал Алан Купер. Автор книги «Психбольница в руках пациентов» считает, что чем раньше ребенок начнет приобретать необходимые навыки и создавать, тем лучше. Ведь детство, по сути, «создано» для того, чтобы учиться. Во время беседы с «молодым фронтом» выяснилось, что подход Купера к образованию находит отражение в белорусской действительности — все герои материала до одиннадцати лет так или иначе занимались программированием и к своим семнадцати успели добиться немалых успехов.
Сергей Кулик, 17 лет, Мозырь
1. Когда и как Вы начали заниматься программированием?
Я знал о существовании олимпиадного программирования и Клуба юных «пожарных» задолго до того, как стал этим увлекаться. Сильный интерес к олимпиадам проснулся у меня шесть лет назад — в мае 2008 года. Тогда я начал часто посещать КЮП, где меня научили очень многому, благодаря клубу у меня была возможность участвовать в олимпиадах. Именно там я увидел, каким интересным может быть решение олимпиадных задач по программированию.
2. Какими достижениями в программировании Вы гордитесь?
У меня три таких достижения. Первое — серебряная медаль на International Olympiad in Informatics (также известной как IOI), которая проходила в июле 2011 года в Таиланде. Второе — две золотых медали на Всероссийской командной олимпиаде школьников по программированию. Первая медаль была в сезон 2011-2012, вторая — 2012-2013. Третье — абсолютное первое место на белорусской Республиканской олимпиаде по информатике, проходившей в марте этого года.
3. Чем Вы планируется заняться в будущем?
Жизнь я, конечно, хотел бы связать с программированием. В данный момент я думаю о поступлении в БГУ — этим летом буду подавать документы. Сейчас я не знаком с абсолютно всеми направлениями и типами задач, так что пока сложно сказать определенно, программистом в какой сфере я хотел бы быть. Могу сказать, что меня больше привлекают задачи и занятия, в которых требуется много думать. Например, у меня был небольшой опыт написания AI в простых играх, мне это понравилось.
Татьяна Петрашко, 17 лет, Витебск
Программированием я начала заниматься в конце 6 класса, когда моя преподавательница — Лактина Вероника Павловна –— пригласила меня на факультатив по программированию. Вскоре после этого была моя первая олимпиада — районное соревнование для 5-6 классов. Я единственная набрала 50 из 50 возможных баллов — в общем, это было очень радостное событие в моей жизни! И, наверное, после этого я поняла, что мне хочется чего-то большего, чем районные олимпиады, и я продолжила заниматься программированием. Сейчас все со смехом вспоминают, как я в первый раз села за компьютер и меня еле уговорили дотронуться до мышки, которой я боялась до жути просто!
На данный момент я считаю своими самыми большими достижениями 3 диплома Республиканской олимпиады по информатике (2011, 2012 и 2013 года). Я первая девочка за всю историю белорусских олимпиад, которая два раза брала первую категорию на республиканской олимпиаде. А также я горжусь, что была одним из трех участников, который смог набрать полный балл на областной олимпиаде 2013 года. Также я неплохо преуспела в английском языке. В прошлом году на конкурсной основе по программе, которую проводило посольство США, я попала в группу из 45 человек, которые бесплатно на месяц поехали в Америку.
В самое ближайшее время я собираюсь отправиться учиться в университет (БГУ). А насчет работы сейчас я еще точно не уверена, в каком направлении хочу себя применить: будет ли это разработка игр или приложений, поисковых систем, или, может быть, я смогу придумать что-то новое. Но я точно уверена, что получать образование и работать я буду в сфере программирования. Это перспективно в мире информационных технологий, интернета. А также это высокооплачиваемая профессия. Я считаю, когда работа — это не нудная рутина, а любимое дело, то это настоящее счастье!
Константин Вильчевский, 17 лет, агрогородок Гирки
В 6 классе под руководством отца (тренера), учителя информатики Клайшанской базовой школы. Первой олимпиадой, в которой я участвовал, была Вороновская районная олимпиада по информатике.
За все годы участия, начиная с 2010 года, у меня есть четыре диплома с областной олимпиады и три с республиканской. В этом году я занял второе абсолютное место на Республиканской олимпиаде по информатике и был включен в состав команды Республики Беларусь, которая поедет в июле на международную олимпиаду по программированию в Австралию.
Сначала планирую поступить в БГУ. Хочу продолжить заниматься программированием и дальше, выступая на студенческих олимпиадах. Планирую пройти обучение в ШАД (Школа Анализа Данных). А дальше уже как сложится.
Пока юные герои республиканских олимпиад собираются с духом, чтобы штурмовать БГУ, эксперты образовательной сферы рассуждают о тех, кому до университета еще далеко. Как сговорившись, участники опроса утверждают, что в программировании понятие «чем раньше, тем лучше» как нельзя кстати.
Павел Лебедев, главный инженер и руководитель обучающих курсов «Разработка ПО» в Itransition
— В каком возрасте стоит начинать заниматься программированием и почему?
— Чем раньше, тем лучше. В этом вопросе не бывает «слишком рано». Чем раньше перед ребенком будут поставлены соответствующие задачи, тем более естественно и эффективно он будет с ними справляться после взросления. Учитывая огромное количество технических средств, это можно делать практически с нескольких лет жизни, начиная с управления «черепашкой» на экране iPad и, в будущем, например, переходя к Scratch и MINDSTORMS.
— По какому принципу стоит строить обучение детей школьного возраста?
— Есть, например, отлично зарекомендовавший себя формат воспитания будущих инженеров и математиков — субботний кружок в школе. Кроме этого, необходимыми, по-моему, ингредиентами являются несколько составляющих. Во-первых, наличие профильных классов, отделяющих агнцев от козлищ, — группировать детей по степени желания учиться необходимо для того, чтобы они не мешали в этом друг другу. Во-вторых, щедрое финансирование для постоянного обновления современных компьютеров, планшетов, роботов и т. д. — все это для ребенка должно «сверкать» и быть новым и удивительным. Все остальное, например, проведение олимпиад или научно-технических конкурсов, конечно, поможет, но это не так критично.
Константин Овсянников, и. о. заведующего кафедрой «Программное обеспечение информационных технологий» Белорусско-Российского университета
— На мой взгляд, заниматься программированием можно (и нужно) начинать как можно раньше — с младшего школьного возраста. Но только если у ребенка есть интерес к этой сфере деятельности — насильно мил не будешь. Почему с младшего школьного возраста? Потому что в этом возрасте у ребенка уже проявляется интерес к программированию. В возрасте 8-9 лет заканчивается формирование абстрактно-образного мышления ребенка и его уже можно обучать. Но нужно это делать в средах программирования, предназначенных именно для детей, таких как Логомиры или Scratch, так как весь процесс в них визуализирован. А вот лет с 13-14 можно переходить к изучению «взрослых» языков программирования, потому что к 14 годам формируется словесно-логическое (абстрактное) мышление.
— Есть ли закономерность между успехами студентов и возрастом, когда они начали программировать?
— Ответить на этот вопрос очень сложно, так как такой статистики никто не ведет. Могу только сказать, что студенты с опытом участия в олимпиадах явно выделяются среди своих сверстников. Их ум более подвижен, задания они выполняют быстрее и качественнее, информацию усваивают проще.
Алексей Лещев, заместитель декана факультета компьютерных систем и сетей БГУИР
— Программированием смело можно начинать заниматься с начальных классов школы. Такие занятия способствуют развитию логики у ребят. К примеру, известный тренер Долинский из Гомеля за годы успешной подготовки школьников к республиканским и международным олимпиадам по информатике пришел к выводу, что нужно начинать работать с детьми с первого-второго класса. Так и делает. С такого возраста начал тренироваться известный белорусский олимпиадник Геннадий Короткевич.
Неделю назад мы участвовали в областной олимпиаде Витебской области по программированию среди 5-6 классов. Приятно было видеть горящие глаза ребят и их упорную борьбу за победу в олимпиаде. Очень правильно, что на областном уровне происходит поиск талантов и их мотивация именно в таком возрасте, а не в 9-10 классах.
— Существуют ли какие-то тенденции среди нового поколения юных программистов?
— Нынешние школьники, конечно, отличаются от нас, когда мы были в их возрасте. Они с ранних лет уже растут в информационной среде. Когда спросил на олимпиаде у ребят (5-6 класс), у кого есть компьютер — почти все подняли руки. Это влияет на их развитие как положительным, так и отрицательным образом. Одним из отрицательных моментов, который меня удивил, стало то, что далеко не каждый школьник (в том числе и абитуриенты) знает таблицу умножения. Сейчас нет необходимости что-то учить, запоминать, тренировать память. Это сказывается на развитии логики. Но эти ребята растут в другой среде, и какие качества и навыки им нужно развивать — это отдельный вопрос. Считаю, что наша общая задача — помогать школьникам правильно использовать те возможности, которые предоставляют информационные технологии, и применять их во благо своего развития, а не просто как источник развлечений.
В качестве завершения хотелось бы вернуться к идее Алана Купера. Свою теорию он построил, опираясь на труд Нила Постмана The Disappearance of Childhood. В этой книге собрано множество рассуждений о детстве и образовании, которые в определенном смысле подсыпают соль на рану современного воспитания. Постман утверждает, что в мире визуальной информации понятие детства как явления умирает. «Заключенные» перед экраном телевизора, дети лишаются возможности воспринимать информацию как систему или некую модель, которая необходима им для естественного обучения. Все, что они видят, — это поток бессмысленных картинок, событий, не связанных между собой. Постман говорит о том, что с уходом обучения детей через книги и непосредственный контакт с родителем падает и способность детей быть глубокими во всех аспектах, будь то знания или некий навык. Однако автор «Исчезновения детства» с радостью пишет о том, что программирование — это одно из тех занятий, которое способно подарить детям детство. Так как это один из немногих видов деятельности, требующий серьезных знаний, мастерства, виртуозных навыков, способный составить серьезную конкуренцию сладостному безделью.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.