«Были и ошибки, и фейлы». Айтишники вспоминают, как были джунами
Джуну непросто: многие компании ищут сотрудников по рекомендациям, не нанимают людей сразу после курсов, не заинтересованы в обучении новичков.
Пять сотрудников финтех-компании ID Finance вспомнили, что для них было самым сложным на начальном этапе, как удалось попасть в компанию, которая нанимает максимум двух джунов в год, и рассказали, на каких позициях работают сейчас и почему не стали менять работу.
По специальности я системотехник. Первый свой опыт в программировании получил в первые пять лет работы после университета в государственной компании. Я работал на C++, был связан с программированием для микроконтроллеров. В какой-то момент мне стало скучно, и спустя три года работы на этом предприятии я пошел на Java-курсы при ПВТ. Закончив одни, собирался пойти на вторые, но по личным обстоятельствам у меня не получилось. И, честно говоря, вдобавок к этому был ещё и страх продолжать. Знаний и умений, полученных на курсах, хватило для того, чтобы начать заниматься Java на работе. Проработав еще два года в той же компании, я окончательно понял, что это не то направление, в котором хотелось бы развиваться, хоть мне и предлагали стать начальником сектора программистов. Так я решил сделать ещё один шаг, чтобы углубиться в программирование, и возобновил учебу на курсах, которые когда-то не закончил.
Я посвятил этому максимум своего времени, только и делал, что готовился к занятиям, что-то читал, смотрел видеоуроки. Повезло, у нас был очень хороший тренер, который давал интересные задачи, зачастую сложные. Но это позволяло заняться самостоятельной работой. Это был мой второй курс по обучению Java. В общем, в таком ритме я жил месяца три и посвятил этот период жизни только обучению.
После курсов решил уйти из компании, начал искать что-то новое. Прошел штук семь собеседований, и мне поступило два предложения. Одно из них — в ID Finance.
Первое время мне давали совсем простые задачи. Мой лид всегда говорил мне, чтобы я не перерабатывал вечером, иначе — перегорю, переживал, что перегружаю себя. Но я максимально активно занялся самообразованием. Мне было настолько интересно, мог сидеть по 8-10-15 часов и всё изучать.
Думаю, что рост специалиста и в целом трудоустройство в классную компанию зависят от самого человека. Как мне кажется, это должен быть безумный интерес и тяга к узнаванию нового. Нужно уметь самостоятельно отвечать на свои вопросы и важно найти хорошего ментора, которому нужно довериться, — это способствует быстрому росту.
Немаловажную роль сыграла именно компания ID Finance. Свой продукт, очень быстрый темп работы. Чтобы оставаться на плаву, нужно этого темпа придерживаться. Плыть по течению не получится. Думаю, что в моём случае успех заключался в бешеном интересе, самообразовании и том, что компания даёт много возможностей и путей для роста.
Сейчас я работаю на позиции технического лида разработки на проекте Казахстана.
К новичкам я довольно требовательный. В первую очередь требую запала, интереса и желания учиться. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что приходит человек, которому ты даёшь задачу, а спустя пару часов он возвращается со словами «не нашёл», «не получилось» или «не понял». Тогда понимаешь, что это не идёт на пользу ни тебе, ни начинающему специалисту. Ведь через пару часов должен быть результат и не важно — положительный или не очень. Часто у новичков есть проблемы с тайм-менеджментом, и они бросаются в крайности. Я бы советовал обратить внимание на это.
«Знаний, которые дают на курсах, для получения оффера недостаточно»
В те времена, когда я был джуном, половина нашей страны еще не мечтала попасть в ИТ. Конкуренция была, но не такая, как сейчас. Как правило, лучших студентов на курсе компании присматривали еще в процессе их обучения и предлагали им пройти лабораторию/стажировку с перспективой трудоустройства. До оффера в ID Finance я был на 5-7 собеседованиях, причины отказов были такими же разными, как и требования самих компаний. Кто-то устраивал собеседования на 2-3 часа, половина из которого состояла из стресс-тестирования кандидата, а вторая половина проходила на английском. Кто-то требовал знания Java automation, Python, Scala, DWH, SQL до уровня написания процедур — и это все для позиции джуна QA.
По образованию я инженер по радиоэлектронике. Окончил БГУИР, там же защитил магистерскую. После окончания университета я устроился на одно из госпредприятий, где проработал четыре года. Далее решил сменить род деятельности и пошел на курсы в БелХард. Не дожидаясь получения сертификата, начал ходить по собеседованиям и столкнулся с тем, что знаний, которые дают на курсах, для получения оффера недостаточно. Начал самостоятельно изучать дополнительную литературу, ходить на семинары, смотреть обучающие ролики, брал тестовые задания различных компаний, получал фидбеки и работал над ошибками. Можно сказать, что в профессию я пришел через симбиоз технической базы, полученной в университете, курсов и самообучения. Самообучение на первом месте.
ID Finance — это продуктовая компания, которая в момент моего трудоустройства сюда, насчитывала около 6 активных проектов. Так получилось, что я попал на самый большой и сложный, на котором работаю до сих пор. Конечно, на старте были и ошибки, и конкретные фейлы, но все они всегда разбирались и обсуждались с тимлидом, т. к. основная задача была научить, а не ругать. Все понимали, что с джуна спрос небольшой.
Я думаю, что успех новичка заключается в том, чтобы внимательно и ответственно подходить к своей работе, не отказываться от сложных проектов и задач, проявлять инициативу, прислушиваться к советам и работать над ошибками. Ну, и самое главное — снять шоры и постоянно заниматься саморазвитием. Вложения в саморазвитие, подкрепленные заинтересованностью и собственной мотивацией, — самые выгодные инвестиции.
Кроме технических навыков и умения владеть определенным набором технологий и инструментария, на уровень «сеньорности» также влияет масса других факторов: уровень коммуникации, организация работы в команде, самостоятельной работы, менторинга и многое другое. За мой период проведения собеседований я столкнулся с тем, что сейчас на рынке ИТ многие специалисты позиционируют себя гораздо выше, чем могут предложить работодателю на заявленную позицию.
Также порой случается, что человек имеет хороший профессиональный бэкграунд, фактически по скиллам — сеньор, но этого звания от компании он получить не может, поскольку стажа работы еще недостаточно. Я за индивидуальный подход к проведению ассессментов.
«Когда поняла, что идёт только горизонтальный рост, стала задумываться об ИT-сфере»
Я училась в БГЭУ на специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в банках». Где-то за два месяца до окончания университета я начала искать работу, рассматривала в первую очередь банки, большинство резюме отправила туда. Ответов не было, тогда я начала рассматривать вакансии организаций, деятельность которых связана с финансами. Нашла работу в компании, где требовался специалист по работе с клиентами в отдел верификации. Вакансия заинтересовала меня, хоть и заключалась работа в совершении исходящих звонков. В мои обязанности входила верификация клиентов, которые оставляют заявки на кредит.
Где-то через полтора года меня повысили до тимлида, стало больше ответственности, появились другие задачи… Когда я поняла, что идёт только горизонтальный рост, стала всерьез задумываться об ИТ-сфере.
Необходимо обладать аналитическим складом ума, обучиться, трудоустроиться по выбранному направлению и развиваться. Решила попробовать себя в этой сфере, начала искать курсы. И как раз в этот момент у нас в компании открылась вакансия в отделе Cybersecurity.
Откликнулась на неё. Пройти собеседование было психологически легко, поскольку это не новая компания для меня: я знаю её направление деятельности и знакома с сотрудниками.
Меня взяли. Уже работая в IDF, я продолжала учиться самостоятельно, перенимала опыт коллег. Мой непосредственный руководитель всегда был готов ответить на вопросы, объяснить какие-то моменты, где я могла «застрять» из-за нехватки знаний.
Как видите, я изначально двигалась по карьерной лестнице внутри компании. Сейчас я работаю на позиции Cybersecurity specialist.
Я думаю, надо обращать внимание на джунов и давать им шанс проявить себя. Пусть у них и нет требуемого опыта, но могут присутствовать другие сильные качества, которые способствуют пониманию и выполнению задач.
«Любую неудачу воспринимал как толчок к развитию»
После решения сменить сферу деятельности первое, что пришло в голову, это мысль: «А не пойти ли мне в ИТ?» Это одна из самых актуальных сфер, специалисты там востребованы. Было несколько способов обрести необходимый для старта багаж: литература, видеоуроки, онлайн-курсы, офлайн-курсы, обучение в вузе по нужной специальности.
Лично для меня наиболее привлекательными были очные курсы, где можно по ходу обучения задавать вопросы, уточнять непонятные моменты и параллельно с такими же слушателями делиться мнением и решать какие-то задачи. После 2,5 месяцев на руках был сертификат об окончании учёбы, базовые знания и представление о том, чем предстоит заниматься дальше.
Поиск первого места работы, пожалуй, самый сложный этап. На выходе ты имеешь только базовые знание в теории и около нуля практики.
От соискателя ждут каких-то навыков в работе с базами данных, опыта использования ряда инструментов, понимания различных технологий и других скиллов. Смотрят, вписывается ли кандидат в команду.
До прихода в ID Finance был на трех собеседованиях, везде получил отказ. С каждым разом понимал слабые места и видел пробелы, которые стоило подтянуть к будущим интервью. Не хватало знаний английского, а где-то — опыта и уверенности. Но я любую неудачу воспринимал как толчок к развитию, что в конечном счете и привело в ID Finance!
Меня взяли QA-джуном в команду России. Когда пришел в компанию, проект уже работал не один год, нужно было вливаться в происходящее. На первых порах мне давали простые задачи, т. к. заниматься чем-то «объёмным» без знания многих тонкостей работы приложения достаточно сложно. На выходе могло получиться много дефектов.
По мере накопления опыта задачи усложнялись. Думаю, если есть какие-то сомнения, всегда лучше уточнить у тех, кто знает лучше, дольше работает, чем додумать самостоятельно. Даже если кажется, что все логично! На выходе может оказаться диаметрально наоборот. Тем не менее, вероятность выкатить с ошибками все равно существует. Не ошибается тот, кто ничего не делает! Словом, в начале моей деятельности в компании было много самостоятельной работы, которая важна и нужна. Я выдержал экзамен на профпригодность: через два месяца испытательного срока официально трудоустроился.
Насчет профессионального роста у меня есть принципиальная позиция: нет смысла в поиске нового места для продолжения карьеры, пока интересы компании и твои личные совпадают. И пока для такого роста создаются необходимые условия. Если личные ожидания от компании удовлетворяются, и при этом твой вклад в развитие проекта находит достойную оценку, возникает хороший тандем, где обе стороны мотивированы на светлое будущее, и это здорово.
«Очень важный скилл — не бояться спрашивать»
Я закончил БГУИР. Своё первое место работы начал искать ещё на 4 курсе университета. Поиск работы длился где-то четыре месяца. На тот момент у меня не было опыта разработок. Я просматривал вакансии и откликался на все, что были связаны с Java и куда подходили специалисты без опыта. К сожалению, отвечали мне редко. В 90% случаев говорили, что уже набрали людей или требуется пройти курсы/лабу при компании. Но и эти манипуляции не гарантировали дальнейшего трудоустройства.
Ещё до поиска первой работы я начал ходить на курсы одной из ИТ-компаний и узнал, что их разработал преподаватель из моего университета. Программа давалась та, которую я уже знал. Изучение этого курса должно было занять 2-3 месяца, плюс к этому неизвестно было, сколько надо будет просидеть в лаборатории, чтобы наконец приступить к работе. Вникнув в суть вопроса, решил, что эффективнее будет потратить это время на поиск гарантированной работы.
По прошествии примерно трёх месяцев активных походов на собеседования, я уже знал некоторые вопросы наизусть и автоматом отвечал на них. Собеседования — это полезный опыт. Если ты не знаешь ответа на какой-то вопрос, то всегда можно раскрутить вопрос вместе с интервьюером. К сожалению, большинство собеседований, особенно на позицию без опыта, предполагает клишированные вопросы-ответы. Наиболее интересные интервью для меня были те, в которых требовался творческий подход.
Проработав там чуть больше года, я перешёл в ID Finance.
Когда я пришел на свою позицию, не было четкого ассессмента, то есть не было разграничения: джуниор или миддл. В ID Finance все примерно знают твой уровень, и его тяжело оценить количеством отработанных лет. Обычно измеряют так: сеньор — от трех до пяти лет, но я знаю специалистов, которые работали больше пяти лет и занимались, например, багфиксингом. В моем понимании, это не совсем сеньор.
Конечно, когда ты только начинаешь работать, кажется, что тебе уделяют мало внимания. Ты не видишь всей картины и не понимаешь большего куска работы, которую делаешь. Самый простой способ, когда непонятно, что делать, это подойти и спросить коллегу. По-моему, это неверный подход. До того, как отвлечь кого-то, у кого больше опыта, надо самому потратить время и попытаться решить поставленную задачу. А уж если после этого не получается, то спросить совет. Это очень важный скилл — не бояться спрашивать, когда нужно, предварительно попытавшись найти ответы самостоятельно.
Смена работы, безусловно, расширяет кругозор. С переменой места мы сталкиваемся с разными технологиями, подходами и, конечно, людьми. Но я остаюсь в ID Finance, потому что мне интересно работать в R&D отделе. Это знакомство с новыми технологиями и внедрение их в существующий проект. Также одним из важнейших факторов является команда. Это ребята, которые очень преданы своему делу.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.