Бредовая работа в ИТ: что это, кто выполняет и стоит ли от неё избавляться
На Bubble вышла большая статья про бредовую работу в ИТ: какую работу считать такой и что с этим делать. Публикуем сокращённую версию.
Кстати, собираем мнения о «лишних» профессиях в ИТ. Расскажите, какие позиции в компаниях считаете не нужными, переоцененными или избыточными. Желательно привести примеры из вашего опыта работы с представителями таких профессий. Пишите в наш телеграм-бот.
Что такое бредовая работа
Бредовая работа — термин американского антрополога Дэвида Грэбера. Он рассуждал, что как преподавателю ему приходится выполнять слишком много административной нагрузки, которая не даёт университету ничего полезного.
Рассуждение привели к тому, что эта закономерность характерна для многих специальностей. Мысли стали основой для эссе, которое Дэвид Грэбер опубликовал в 2013 году в журнале «STRIKE!». Эссе получило вирусный эффект: его перепечатывали многие медиа и люди массово делились своими историями.
В 2018 году Дэвид Грэбер выпустил книгу «Бредовая работа: Трактат о распространении бессмысленного труда». В книге Грэбер продолжает тему эссе, доказывает популярность феномена бредовой работы и даёт ей определение:
Бредовая работа — это настолько бессмысленная, ненужная или вредная форма занятости, что даже сам сотрудник не может оправдать ее существование, хотя в силу условий найма он чувствует необходимость притворяться, что это не так.
После выхода книги на сайте vc.ru появилась статья «Почему так много людей ненавидит свою работу и что с этим можно сделать». Автор познакомил аудиторию с основными идеями Дэвида Грэбера по поводу бредовой работе.
Под статьей есть комментарий Linux-администратора, который по мере приобретения опыта осознал бесполезность своей работы в крупной компании:
Эта история — редкий пример, где сочетаются три главных свойства бредовой работы. Первое: бредовая работа — это всегда субъективная оценка того, кто её выполняет. Мнение других людей здесь не учитывается. На vc.ru многие комментаторы раскритиковали парня и написали, что ему повезло: есть зарплата и свободное время на прокачку скиллов или личный проект. Нечего жаловаться. Всё так, но есть нюанс: если человек считает свою работу бредовой, для него это так и есть.
Второе свойство: в любой момент времени обычная работа может превратиться в бредовую и наоборот. Если вернёмся к примеру, то в первые полгода Linux-администратор был доволен собой и считал, что делает полезное дело. Дальше отношение к делу изменилось, но этого могло не случиться. По мере приобретения опыта сотрудники путают бредовую работу с дерьмовой — Грэбер считает, что это полезная деятельность, которую неприятно выполнять.
Третье свойство: бредовая работа может отнимать не всё, а часть времени. В примере с Linux-администратором человек обрабатывал всего один инцидент в неделю и тратил впустую почти весь день. В других компаниях этот показатель может быть меньше и зависит от источников бредовой работы. Из исследования HeadHunter видно, что сотрудники не любят доделывать за других, выполнять неожиданные распоряжения и посещать совещания. Чем больше подобных задач, тем меньше времени остаётся на полезную занятость.
Кто в ИТ занимается бредовой работой
Бредовая работа — субъективная оценка человеком его трудовой деятельности. Вряд ли возможно провести масштабное исследование и объективно распределить специалистов по типу занятости — узнать, какие профессии приносят пользу или наоборот не имеют никакого смысла.
Поэтому попробуем создать условную классификацию и выделим четыре группы программистов, которые склонны заниматься бредовой работой. В основе выводов — «Рейтинг и антирейтинг профобластей по оценке тех, кто в них работает» от HeadHunter.
Первая группа: пришли в ИТ ради денег
Этих сотрудников не интересует процесс программирования и любые задачи они воспринимают в качестве бредовой или дерьмовой работы. В сфере информационных технологий 5% пользователей не любят выбранное дело и 22% близки к такому состоянию. Чаще всего недовольны новички (11%), которые в профессии менее года.
Если вам не нравится учиться на программиста или не радует перспектива работать в IT, возможно, вы просто ошиблись с выбором специальности. Нормально сомневаться в начале карьеры. Ненормально — стиснув зубы ходить на работу и большую часть времени заниматься тем, от чего воротит.
Вторая группа: нравится программировать, но не хватает опыта и мотивации для развития
Обычно это сотрудники крупных компаний со средней квалификацией, на высокой зарплате. Таких специалистов описывает reddit-пользователь SnooPets9932. Он работает в команде из пятидесяти программистов, где только десять человек способны решать серьёзные задачи. Остальные числятся для галочки и не обременены строгими обязанностями — их наняли из-за красивых дипломов.
Автор поста сравнивает кадровую политику своей компании с рытьем рва. На дне ямы — небольшая группа опытных программистов в грязи с лопатами. Они умеют копать и выполняют сложную работу. Новые специалисты располагаются около рва и за стабильный оклад готовы быть всегда на подхвате.
Из-за действий рекрутеров у новых программистов недостаточно навыков для сложной работы. Они не могут копать, пока их кто-нибудь не обучит. В теории, в компании должны быть профильные образовательные курсы. Если их нет — остаются загруженные опытные специалисты, которые не всегда соглашаются тратить время на людей без должной квалификации. Особенно, если человека устраивает зарплата с её текущим кругом обязанностей.
Если человек любит программировать, но не прокачивает навыки, его ждут последствия: он теряет в заработке, не может претендовать на новую должность и не получает удовлетворение от результатов ежедневной рутины.
Третья группа: любят программировать и давно в профессии, но устали от скучных задач
Это ценные сотрудники, которые получают высокую зарплату и вынуждены обслуживать бизнес-проекты с тоннами старого кода. Такие специалисты рады карьерным вызовам, но их редко удаётся заменить.
С сфере информационных технологий лишь 5% сотрудников никогда не испытывали усталости от работы. У 6% усталость постоянная, а у 20% — частая. Инфографика: hh.ru
В декабре 2021 года учёные из Мичигана провели исследование «Hashing It Out: A Survey of Programmers’ Cannabis Usage, Perception, and Motivation». В результате опроса выяснилось, что треть американских программистов во время работы употребляют психоактивные вещества. Большинство респондентов (60,9%) признались, что наркотики помогают им получать удовольствие от работы.
В исследовании участвовали около 800 разработчиков — выборка получилась не глобальной, но и её достаточно, чтобы оценить губительный эффект регулярной монотонной работы. Для некоторых людей это настолько невыносимое состояние, что они готовы навредить здоровью, лишь бы перестать его ощущать.
Некоторые кодеры пытаются найти компромисс: рабочее время использовать для заработка, а свободные часы посвящать личным проектам. В этом случае программирование становится работой и хобби, что часто приводит к эмоциональному выгоранию. Человек теряет интерес к своей деятельности, становится безразличным к обязанностям, требованиям руководителя и может внушить чувство профнепригодности. Любимая работа снова рискует стать бредовой.
Эмоциональное выгорание отличается от переутомления — оно не всегда проходит после качественного отдыха и требует вмешательства психолога. И это масштабная проблема. По данным исследования Haystack Analytics в 2021 году 83% опрошенных инженеров-программистов подвержены эмоциональному выгоранию: 21% сталкиваются с сильным выгоранием, 55% — с умеренным.
Четвёртая группа: добились успехов в карьере и рассчитывают так досидеть до пенсии
В отличие от второй группы, у этих программистов хватает мотивации для саморазвития. Проблема в желании: есть привычная работа и понятный список обязанностей, за который хорошо платят. Можно найти лучше, но лень что-то изучать заново.
В то же время, основные причины привязанности к отрасли — страх не найти более подходящий вариант, неблагоприятное время для перемен или стаж работы в компании.
Стоит ли избавляться от бредовой работы или оставить все как есть?
В 2015 году британская компания YouGov провела исследование и попыталась выяснить, сколько сотрудников считают свою работу бредовой. В итоге 37% признались, что не видят в своей деятельности смысла и ещё 13% затруднились дать ответ.
Дэвид Грэбер пишет в своей книге, что статистика вряд ли сможет учесть все профессии с бредовой работой. Её слишком много. В качестве потенциального решения Грэбер опирается на идею безусловного базового дохода — какой-то фиксированной суммы, которую каждый человек будет получать просто так.
Идея в том, что если человек не будет бояться умереть с голоду, то сможет осознанно подходить к выбору профессии и не тратить время впустую.
К сожалению, в современной экономике концепцию безусловного базового дохода практически невозможно реализовать в масштабах страны или планеты. Дэвид Грэбер это понимал и не ставил цель разработать лекарство от бредовой работы. Он лишь подчёркивал, что это серьёзная социальная проблема, на которую стоит обращать внимание. Возможно, в будущем что-то изменится, но пока общество неоднозначно относится к высокоэффективной деятельности.
Пользователь Throwaway59724 в январе 2022 года рассказал историю программиста, который устроился в юридическую фирму и должен был вручную ежедневно переносить фотографии и документы из локального хранилища в облако. Человек в тайне от работодателя автоматизировал процесс и в течение года работал на удалёнке по 10 минут в день. Компания получала нужный результат и платила за это 90 000 $ в год.
С одной стороны, программист не сделал ничего запрещённого и эффективно решил поставленную задачу. Если компания не додумалась до подобного решения, то поведение автора можно расценивать как продажу подписки на услуги. С другой стороны, он действовал тайно и формально это можно считать мошенничеством. Где тут истина, комментаторы на Reddit, ХАБР и других IT-площадках выясняют до сих пор.
Пока креативные сотрудники вроде Throwaway59724 не перестанут скрывать свои достижения, а работодатели не начнут поощрять подобную инициативу, высокоэффективная деятельность не получит массового распространения. Если нет справедливой системы поощрений, бредовая работа монетизируется, многим специалистам выгодно, чтобы она оставалась и росла в объёме.
Следующая препятствие — умышленная маскировка бредовой работы от людей, которые специально на неё устраиваются ради простых и оплачиваемых задач.
Пример: пост пользователя Turbulent-Opinion-44 на Reddit, который специально обратился к аудитории за советами по поиску бредовой работы. Судя по ответам, участники бездельничают давно и на pro-уровне.
Что делать?
Огромное количество открытой и замаскированной бредовой работы — норма для многих современных компаний. Поэтому если у вас бредовая, но хорошо оплачиваемая работа — не обязательно что-то менять. Просто следите, чтобы регулярная бесполезная занятость вас не волновала, не отражалась на здоровье и других сферах жизни.
Другое дело, когда вы сознательно хотите заменить бредовую работу на что-то полезное. На какую-то деятельность, которая соответствует внутреннему призванию — то, чем бы вы готовы заниматься бесплатно в свободное время.
Проблема с призванием: не всегда оно проявляется с детства и не всем открывается в течение жизни. Кроме того, работа по призванию без прокачанных навыков означает, что старт карьеры в новой деятельности пройдет с низким заработком.
Если не определились с призванием или не готовы уходить в незнакомую сферу без финансовой подушки — попробуйте использовать бредовую работу для накопления карьерного капитала. Постарайтесь побывать на разных должностях в своей или похожих компаниях, получить как можно больше разнообразных навыков и за счёт этого повысить свою ценность как сотрудника.
Возможно, с новым опытом вы перестанете считать свою работу бредовой и захотите дальше развиваться в выбранной сфере. Если ничего не изменится — хотя бы скоротаете время, пока будете готовиться к работе по призванию.
Читать на dev.by