Айтишники из «Детей Тьюринга» завели ютуб-канал с плохими прогерскими шутками
Разговариваем с участниками команды КВН, которые запилили Crazy Prog.
Пока мы собирали любимые айтишные мемы читателей, выяснилось, что в Youtube завёлся целый белорусский канал с ИТ-юмором — Crazy Prog c передачей #ППШ («Плохие прогерские шутки»).
Формат классический — bad jokes telling. Участники встречаются перед камерой и рассказывают друг другу шутки. Если один из участников смеётся, его соперник получает балл.
Канал стартовал в конце октября, с тех пор вышло шесть выпусков. В роли чтецов белорусские айтишники — в основном люди немедийные, но в пятом выпуске засветились и узнаваемые персоны — АйТиБорода и Надежда Холман.
Авторы шуток остаются за кадром. dev.by узнал, что это участники команды КВН «Дети Тьюринга» — бывшие айтишники, променявшие ИТ на юмор. И спросил, как они могли.
«В КВН деньги за игру не платят — ты тратишь сам»
Как так вышло, что вы променяли ИТ на юмор? Или в ИТ серьёзно и не начинали?
Андрей. Начинали. Я четыре года работал программистом, начиная с последнего курса университета. И параллельно занимался юмором. Просто в какой-то момент юмор перестал быть хобби.
Марк. Я тоже работал программистом со 2-го курса, успел года три. В какое-то время просто перестало хватать времени на всё, пришлось выбирать.
Павел. А я, по сути, единственный из команды, кто не работал в ИТ ни дня. Но учился, поэтому какие-то процессы понимаю. Плюс окружение на 95% состоит из айтишников. Этого хватает, чтобы шутить.
В общем, юмор вы любите больше, чем ИТ.
Павел. Ну да, в какой-то момент мы сделали выбор в пользу юмора и сценариев.
Почему решили одной ногой вернуться?
Марк. С нами связалась ИТ-компания Softswiss. Когда-то они обратились с предложением спонсировать нашу команду КВН, но то был разгар первой волны пандемии, и ¼ «вышки» перенеслась на неопределённый срок, так что мы отказались. В этот раз они предложили написать для них рекламу.
Павел. Это не было рекламой с конкретным ТЗ. Просто они спросили, не предложим ли мы что-то прикольное.
Марк. Мы подкинули им пару идей для серии роликов про ИТ. Им понравилось, и они предложили: давайте это будет не реклама, а отдельный проект, в который мы вложимся как в стартап.
Получается, проект #ППШ не совсем ваш?
Павел. Нет, это наш проект при поддержке компании Softswiss, которая взяла на себя определённые производственные затраты. Они дают часть своего офиса под съёмочную площадку, нам помогает их штатный оператор.
А зачем это компании?
Марк. Возможно, когда-то им понравилось наше выступление.
Павел. Или они видят перспективу, что это может перерасти во что-то большее, чем просто канал на ютубе.
Вы обязаны рекламировать компанию?
Павел. У нас участники пьют из кружек с логотипом Softswiss, но, поверьте, это просто кружки, которые стоят в офисе. Вышли шесть выпусков — и никто логотипов не заметил.
Хорошо. А зачем вам #ППШ?
Павел. Вопрос из разряда, зачем вы играете в КВН. В КВН деньги за игру не платят — ты тратишь сам. Только через годик у тебя появляется нормальная работа, на которой ты ещё около года отбиваешь потраченные на КВН деньги. Год назад ребята порядка 40 часов беспрерывно добирались до Москвы (я в это время, к счастью, болел ковидом и не поехал), а перед этим ещё две ночи их возвращали назад с границы. Ради того, чтобы отдать взнос, выйти на сцену и рассмешить зрителя. Немного больные люди, наверное. Так же и с #ППШ.
«Да, юмор нишевый, но ниша свободна, так почему не попробовать?»
ИТ-шутки — нишевый юмор. Не попытка ли это отгородиться от реальности, уйти в мир, где нет ужасов и цензуры?
Павел. Отчасти так и есть. Но главное, что нами движет — нам это нравится. Цель юмориста — рассмешить. Когда ребята читают наши шутки и они им нравятся, ты понимаешь, что со своей задачей справился. ИТ-юмор действительно нишевый. Но эта ниша свободна, так почему бы не попробовать в ней что-то поискать? Не так много людей, которые успели себя проявить и в ИТ-сфере, и в юмористической.
Андрей. ИТ разрастается. Если в 2013–2014 году, выступая на корпоративе, ты был интересен от силы 10 человекам, то сейчас всё больше людей, которые любят ютубовский — молодой, где-то дерзкий, не ограниченный рамками цензуры — юмор. И они хорошо понимают, что подколки в адрес какого-нибудь языка программирования или специальности — это просто шутки.
В дисклеймере к первому выпуску вы упоминаете Идрака Мирзализаде — «Идрак не враг». Лозунг по нынешним временам политический. При этом в самих шутках вы тщательно избегаете злободневных тем. Со сцены, наверное, тем более. Тяжело?
Павел. «Идрак не враг» — это наша позиция, Идрак — наш друг. А злободневных тем мы не избегаем.
Марк. Скорее наоборот: мы слишком политизированы, и за это нас порой не любят в Москве. Например, в 1/8 Высшей лиги КВН весной 2020 года мы шутили про интеграцию Беларуси и России. А потом на фестивале «Голосящий кивин» — про смену пластинки.
Но на «Первом канале» надо об этом говорить. Даже редактор нам говорит: как это вы, белорусы, выйдете на сцену и ничего не скажете про Беларусь — это же странно. А в прогерских шутках политика, наверное, и не нужна. Нужно отделять.
«Мы не подкладываем смех!»
Как вы выбираете чтецов-айтишников?
Павел. По объявлению в газете из «Рук в руки». Зря не читаете: мы так вышли на Softswiss. Шутка. На самом деле, это наши друзья. Мы бросаем клич среди знакомых: не хотите ли? Пока хотят.
Важно, что АйТиБорода и Надя Холман — это не проплаченные люди, они пришли к нам по любви. АйТиБорода под первым выпуском написал: «Чуваки, прикольно». А ещё он обрадовался, что мы белорусы. И с удовольствием поучаствовал в съёмке.
А в чём смысл определять победителя среди чтецов, если шутки всё равно не их, и такое чувство, что смех включают от балды?
Марк. Это механика шоу, без которой зрителю будет неинтересно смотреть. Если подсчёт убрать, то будет ощущение, что чего-то не хватает.
Андрей. Кстати, смех не включают — там живые люди сидят.
Павел. Да, это очень важно.
Специально зал мы не собираем, но знакомые приходят посмотреть. И наш «звукач» старается: даёт микрофон в пространство, чтобы тот улавливал реакцию зрителей. Поэтому когда он читает комментарии про подложенный смех, то очень переживает: ну как, ну нет же!
Марк. Перед съёмками (за раз мы снимаем несколько выпусков) день может потратить на распределение шуток в зависимости от специальности чтеца. Ага, это «плюсовый» программист, значит его оппоненту надо давать что-то про С++, а этот — QA, значит, его оппоненту даём шутку про тестировщиков.
Был выпуск, в котором мы записывали знакомого Ruby-разработчика. Его сопернику мы дали 5 подряд шуток про Ruby, чтобы он гасил из всех орудий.
«В идеале это должен быть батл Гурский vs Прокопеня»
Так вам хватает знакомых айтишников для записи #ППШ? Или нужны ещё?
Павел. Отличительная черта формата «плохих шуток» — их читают звёзды. Когда перед камерой известный чувак, ему шутить проще. Мы такой привилегии лишены и должны брать строго шутками.
Марк. Конечно, хотелось бы, чтобы #ППШ читали известные ИТ-персоны, например, СЕО компаний. Но пока, о ком ни подумаешь — все за пределами страны. И это гигантская боль. Не только потому, что не хватает звёзд для записи программы, но ещё и потому, что наши друзья уезжают. В идеале же хотелось бы создать комьюнити весёлых программистов.
Андрей. Мы надеемся, что однажды #ППШ наберёт такие обороты, что айтишники будут стоять в очереди на участие в съёмках. На самом деле, кто-то просто узнаёт о нас и спрашивает, а можно к вам? Да без проблем.
Куда записываться в очередь?
Марк. Вот заведём свой Инстаграм, и можно будет писать туда. Если вы в Минске или проездом, приезжайте на съёмку. Если наберётся много желающих из Москвы или Киева, можем туда съездить на съёмку.
Павел. Но если среди ваших зрителей есть кто-то известный, кто хочет поучаствовать, мы не против. В идеале это должен быть батл Гурский vs Прокопеня.
Андрей. Ребята из Loona, Kino-Mo, мы вас ждём.
PandaDoc не желаете?
Павел. Да. Куда там к ребятам надо приехать?
Марк. Ну да, сами они же из-за собственной лени не приедут. Шутка.
Монетизировать проект собираетесь?
Марк. Как раз вчера у нас на канале включилась монетизация — йеее.
Павел. Я счастлив. Уже три рекламы просмотрел — готовлю кошелёк.
Доход предполагается только от рекламы?
Павел. Еще возможны рекламные интеграции, но мы об этом пока сильно не задумывались. Просто «плохие шутки» не единственный формат, который мы решили опробовать. В планах — выпуск юмористических ИТ-новостей за неделю. Предполагается, что в них мы по очереди будем выходить в эфир.
Андрей. Постараемся, чтобы это было информативно и смешно: человек открыл канал и узнал главные весёлые ИТ-новости за неделю.
Как скоро?
Марк. Скрестим пальцы: возможно, в этом году.
Читать на dev.by