Деньги или контроль? 20+ ИТ-компаний создали ячейки, остальные на очереди
На прошлой неделе Александр Лукашенко озвучил частному бизнесу ультиматум — профсоюз или ликвидация. Как будет реализован этот механизм на законодательном уровне, пока непонятно — нужно дождаться указа. Но также не очень понятно, какие цели преследует власть, заставляя повсеместно создавать профсоюзы. Спросили мнение представителей ИТ-сообщества.
Моё мнение: сейчас идет война. Все государственные органы заняты реализацией стратегии по уничтожению инакомыслия и жёсткому контролю всех сфер деятельности (опять же для недопущения распространения инакомыслия). ЖКХ уничтожает надписи, МЧС снимает флаги, ИМНС приходит к тем, кто когда-то высказался или был в штабе, Минздрав (санстанция) приходит к тем, кто «закрылся на сандень», Минобр исключает студентов, Минпром подавляет забастовки и перекидывает работников с одного завода на другое, чтобы не дать остановиться предприятиям.
Соответственно профсоюзы сейчас нужны для дополнительного контроля над тем, что происходит в компании, для дополнительного стимулирования работников, а также для того, чтобы заставлять компании поддерживать провластные мероприятия (например, пробег за Беларусь под красно-зелёными флагами).
Очень сомневаюсь, что сейчас найдутся смелые, которые пойдут в независимые профсоюзы. Думаю, что на деле будет предложено два варианта:
создавайте профсоюз или ячейку самостоятельно;
Федерация поможет и всё сделает за вас.
Часть создаст профсоюзы самостоятельно, другая часть воспользуется помощью Федерации.
В итоге цель, хоть и неполностью, будет достигнута — под крыло Федерации придёт немало новых компаний.
Надо ли этому сопротивляться? Для начала надо дождаться указа и правильно оценить риски. Иногда, чтобы выиграть, нужно отступить. Будь я собственником частной компании и столкнись с реальной угрозой ликвидации, я бы создал профсоюз. По-моему, создание профсоюза — это не предательство. Лучше я заработаю деньги и отдам их в фонд, чем сам пойду с протянутой рукой. Но, повторюсь, прежде чем принимать решение, нужно прочитать документ.
Вариант 2. Деньги
Рассказывает член профсоюза:
— Кроме денег, там не может быть никакой цели. Кроме того, что при заключении коллективного договора работодатель должен делать отчисления от фонда заработной платы (0,15% — прим. dev.by), ещё и работники при каждой выплате зарплаты перечисляют профсоюзу 1%. Это — серьёзные деньги, и так или иначе они используются вышестоящими структурами.
В нашей компании нет коллективного договора, поэтому отчисления делаются только с зарплат членов профсоюза. Мы не управляем этими деньгами, они уходят в районную профсоюзную структуру, где делятся на две части: половина остаётся, а вторая уходит куда-то наверх.
Той частью, что остаётся, мы физически не владеем, но если придумаем какое-то мероприятие и согласуем его с районом, тогда нам из этого бюджета смогут покрыть расходы. То есть пользоваться этими деньгами мы как бы можем, но только с согласия района и только в рамках ополовиненного бюджета.
На Новый год постараемся организовать себе подарки. Не конфеты, конечно, а материальную помощь нашим членам профсоюза. Нам обещали, что это возможно — забрать половину перечисленного. Посмотрим.
Контроль как цель? Они свои структуры под контролем не могут держать — как они могут контролировать ещё и частный бизнес? Для этого надо посадить комитетчиков в каждую компанию, чтобы те физически следили за всеми. Я не могу себе представить, чтобы кто-то из профсоюза мог оказать влияние на меня как работника или на компанию в целом. Для этого в компании или в администрации ПВТ должен быть кто-то с полномочиями от этого профсоюза. Именно с полномочиями. А сам по себе профсоюз — просто фикция, это не тот способ, который позволяет контролировать людей.
Проще расширить штат МВД или КГБ, и в компании со штатом больше тысячи человек принять на работу зама по идеологии. Вот это реальный способ повлиять на трудовой коллектив. Чтобы было как в Советском союзе: везде чекисты сидят — слушают, докладывают, правильные ценности прививают. Может быть, они и в самом деле попытаются сделать что-то похожее на внедрение человека в штат. Но где набрать такое количество людей? Такая работа требует длительного времени, а единой волной даже хорошие вещи не воплощаются в жизнь.
Вариант 3. Забалтывание
И ещё парочка версий от менеджеров компаний:
— Это просто забалтывание текущих событий. Людей калечат — посмотрите, что происходит в «Каскаде», на «Площади Перемен» — а тут какие-то профсоюзы. Им нужно постоянно менять повестку дня. Чтобы обсуждали некую завиральную идею, а не то, что человека убили.
Вариант 4. «Забота о народе»
— Долго думал, зачем это могло понадобиться, но ничего конспиративного так и не придумал. Дополнительный геморрой для частных компаний и якобы забота о народе.
По информации dev.by, профсоюзное наступление на ИТ-отрасль застыло в той же позиции, в какой оно находилось в начале года. На то время первичные профсоюзные организации были созданы в двух десятках компаний-резидентов ПВТ. Ситуация с тех пор не изменилась, сообщили в администрации ПВТ.
О сохранении статуса-кво говорят и в компаниях. В тех, где год-полтора назад по настоянию свыше создали формальные профсоюзные ячейки, формальными они и остаются. «Как было три члена, так и осталось, никто о нас не вспоминает, и слава богу», — рассказал dev.by представитель компании с подневольной ячейкой.
Отсутствие роста подтвердили в ISsoft:
— Наша ячейка профсоюза небольшая, и тенденции к росту пока нет. Возможно, причина в том, что сейчас все сотрудники работают удалённо. Позиция компании по поводу участия сотрудников в любых общественных организациях однозначна: это добровольное и личное дело сотрудников.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.