«Люблю код топтать, и это главное». Айтишники 50+ рассуждают об эйджизме
Однажды CEO Humatheq Дмитрий Черноморец написал пост. В нём он прошёлся с изрядной долей критики по белорусским айтишным кадрам средних лет. Мол, большинство из них и выглядят так себе, и с жизненной энергией у них тухло, и за прогрессом не поспевают. dev.by выбрал основные тезисы из «эйджистского набора» и предложил развеять их айтишникам с большим опытом.
Мы взяли за основу критические пункты, предложенные Черноморцем, и выделили 5 основных тезисов-«претензий» к айтишнику в возрасте:
У людей в возрасте отсутствует должная мотивация. Для них главная ценность — стабильность.
Для айтишника в 45+ характерны негибкость и нежелание осваивать новые технологии.
За плечами белорусского айтишника средних лет, скорее всего, опыт работ в госсекторе. Это мешает ему в полной мере встроиться в современную структуру ИТ-компании.
У разработчиков в 45+ плохо с иностранными языками.
Они просто не впишутся в молодой (по духу или нет) коллектив.
О себе. Александр, 51 год:
В 1992 году я закончил факультет радиофизики БГУ. До 2000 года работал в компании Softech. За 8 лет завершил 50 проектов по всему миру, «дослужился» до лида, после чего переехал в Германию. Прожил там целых 16 лет. Работал в компании friendlyway AG. Начинал с позиции Senior Software Developer, закончил в качестве CTO.
В 2014 году немецкий инвестор предложил создать собственную компанию — так я стал СЕО. Через два с половиной года мой партнёр и инвестор, к сожалению, умёр. Пришлось закрыть бизнес.
Я вернулся в Минск и начал всё с нуля.
Занимался проектами для заказчиков из Кувейта. До прошлого года работал в Teslasuit. Последняя позиция — Head of Development. Теперь работаю Senior Presales Manager в Softeq (не путать с Softech!).
Я успел поработать в разных качествах: программистом, менеджером, владельцем бизнеса. К сожалению, в моём возрасте тебя уже с трудом воспринимают как разработчика. Это одна из причин, почему я работаю сейчас менеджером.
Сергей, около 50 лет:
Я из областного центра. Учился в техническом вузе. Начинал программистом в банке. Писал программы для приёма платежей на Turbo Pascal. Потом работал фрилансером на oDesk (так называлась биржа для фрилансеров Upwork до 2015 года. — dev.by). Попробовал всякое: и сисадмином работал, и в сфере ИТ-безопасности покрутился. С какого-то времени серьёзно увлёкся Android-разработкой. Освоил весь технический стек: Kotlin, Kotlin Coroutines, архитектурные решения. Сейчас работаю удалённо из своего города на белорусскую ИТ-компанию.
Проблема возраста в ИТ существует?
Александр
Проблема возраста в ИТ действительно есть. Мне кажется, что на девелоперов в возрасте 40-45+ уже смотрят с некоторым предубеждением.
Вопрос снимается, если ты на собеседовании быстро покажешь, что всё в порядке. Но дойти до собеседования бывает сложно — рекрутеры часто воротят носом на «преселекшн» фазе.
Проблема в том, технологии очень быстро меняются. Каждые 3-4 года надо освежать знания, и довольно основательно. Надо постоянно быть в форме. Бывает, люди засиживаются на одних и тех же проектах по 5 лет, потом выходят на рынок труда и обнаруживают, что известные им технологии уже давно «времён очаковских и покоренья Крыма». А на рынке их воспринимают, как вылезших из сугроба мамонтов.
Это касается не только языков программирования, но и архитектур. Я сам в ноябре провалился из-за архитектур на собеседовании в парочке компаний. Казалось, что я действительно много знаю и понимаю в архитектурах. Банально не подготовился. Тебя спрашивают про технологии, которые только-только вошли в обиход. Не отвечаешь? На тебе беспощадно ставится красный крест. До свиданья!
Поэтому надо тщательно готовиться к собеседованиям и обновлять знания. Особенно в нашем возрасте.
Я не согласен с посылом Черноморца в целом. Нельзя формировать общее предубеждение об айтишниках в возрасте.
Слушайте, в работе с такими людьми есть свой шарм! Они знают, чего хотят. У них огромный системный опыт (говорю про квалифицированных людей). Они исповедуют более надёжный подход.
Сергей
Сейчас работаю в молодом коллективе, и чувствую себя отлично. На последнем собеседовании вопрос о возрасте не стоял. Я сам задал вопрос: «Как смотрите на то, что мне за 50?». Даже удивились: мол, даже не задумывались. Главное — показать свои технические знания.
Тезис № 1. У людей в возрасте отсутствует должная мотивация. Для них главная ценность — стабильность.
Александр
Это неправда. Мотивация есть всегда, но она для разных людей разная. Вектор мотивации может быть смещён в зависимости от ситуации.
Например, у меня до недавнего времени была профессиональная амбиция: я хотел продвигаться по карьерной лестнице. Это была основная мотивация. Теперь, когда я всё попробовал, понимаю: то, чем я занимаюсь, должно приносить результат и иметь «common sense» — в том числе, с технической точки зрения. Маразмом заниматься не хочется. Это «number one».
А по поводу стабильности… Я провёл долгое время в стартапах — на пороховой бочке, с приключениями. Мне это хорошо знакомо. Для меня стабильность — далеко не главный приоритет. Я готов работать и в нестабильном предприятии с динамической структурой. Опять же: если это имеет смысл.
Сергей
Для меня главная мотивация — программирование. Мне это дело всегда нравилось. Первую программу я написал в четвёртом или пятом классе. С тех пор и стремился быть поближе к компьютерам. В своё время я сбежал из «сисадминства» только для того, чтобы писать код. И если бы мне предложили большую зарплату, но я не смог заниматься программированием, я всё равно сбежал бы.
Тезис № 2. Для айтишника в 45+ характерны негибкость и нежелание осваивать новые технологии.
Александр
Ерунда! Новые технологии все охотно осваивают. Но это не вопрос гибкости/негибкости. Конечно, человек в 45 менее гибок, чем в 20. Почему? У такого человека сформированы устойчивые профессиональные и личные убеждения. По каким-то вопросам я не могу переступить через себя и пойти на компромисс с руководством. Если считаю, что за решениями начальника ничего не стоит, я не буду с ними соглашаться и буду стоять на своём.
Сергей
Разработка — творческий процесс. Наверное, самая близкая параллель — написание книг. Тебе ничего не надо: стол, стул, компьютер, голова. Поэтому я и ушёл в Android-разработку. Тебе даже сервер удалённый не нужен. Вот недорогой девайс, вот компьютер. Написал — сразу видишь результат.
Я в Android-разработке 4 года. За это время даже в этой узкой области сменились технологии. Про Java уже все забыли и перешли на Kotlin. Осваивал его самостоятельно. Если что-то ещё изменится, то придётся осилить. Проблемы здесь нет.
Тезис № 3. За плечами белорусского айтишника средних лет, скорее всего, опыт работ в госсекторе. Это мешает ему в полной мере встроиться в современную структуру ИТ-компании.
Александр
Моя карьера — явное исключение из этого правила, но таких людей я встречал. За полтора года в Teslasuit я провёл несколько десятков собеседований. Попадались разные люди.
Помню, пришёл серьёзный взрослый человек с научной степенью, а его на собеседовании засадил за пояс молодой парень, только что из универа. Серьёзный дядя с научной степенью элементарно не подготовился. Наверное, подумал: «У меня научная степень. Зачем мне это надо?». Я ему давал все материалы для подготовки, а он ничего не прочитал, не ответил на два ключевых вопроса. Что ж, извини.
Соглашусь: особенно трудно с людьми, которые приходят из госсектора. Но для того понять, сколько их среди айтишников за 40, надо вести специальную статистику.
Сергей
У меня опыт работы в госбанке. Для многих людей в Беларуси это теплое место, где можно спокойно дотянуть до пенсии. Но я понял одно: если шансом не воспользуюсь, я утону в этом болоте. С каждым годом там становилось всё меньше технических задач и всё больше бумажной возни. Наверное, если бы тогда я сказал кому-нибудь о своём уходе, он покрутил бы пальцем у виска: «Ты с ума сошёл? Кто тебя возьмёт в твоём возрасте?». Но взяли.
Тезис № 4. У разработчиков в 45+ плохо с иностранными языками.
Александр
Низкий уровень владения английским в нашей стране — общая болезнь. Думаю, 80 процентов айтишников (независимо от возраста) недотягивают до уровня C1. Проблемы часто бывают даже у сеньор-разработчиков. У «сейлов» ситуация с языком получше, а вот у людей, которые приходят в ИТ из других сфер, — просто катастрофическая.
Лично я свободно разговариваю по-немецки. Когда я переезжал в Германию в начале «нулевых», с английским у меня было так себе. Помню, надо мной из-за этого долгие годы издевался американский коллега — Майкл из Сиэттла. Но потом уровень английского постепенно вырос — как-то сам собой.
Сейчас уже чувствую себя в разговорной речи весьма уверенно. Конечно, мой язык не такой, как на британском радио, но где-то близко к «С2». Уверенный разговорный и письменный.
Сергей
Английский — моё больное место. Прочитать и понять технический текст я могу, а вот с разговорным как-то не складывается. Но постепенно подтягиваю.
Тезис № 5. Они просто не впишутся в молодой (по духу или нет) коллектив.
Александр
Я среди молодых ребят чувствую себя весьма комфортно. У нас одинаковые шутки, предпочтения в музыке, какие-то общие темы в разговорах. Никакого отчуждения не ощущаю. Может быть, я молод душой (вообще чувствую себя на года 24). Но могу себе представить, что бывает иначе. Это ещё зависит и от социального опыта, и от характера конкретного человека. Я и молодых разработчиков встречал, из которых слова нельзя было вытянуть.
Сергей
Я работаю на удалёнке, поэтому слишком уж тесно с коллективом мы не общаемся. Но окажись я в офисе во время каких-то совсем молодёжных активностей, вряд ли бы я сидел в углу с видом столетнего и ворчливого старика.
Кстати, мне попадалось на глаза исследование про высокую эффективность коллективов, в которых работают люди разных поколений. В команды НХЛ, которые нацелены на выигрыш Кубка Стэнли, даже специально приглашают возрастного игрока. Конечно, он не бегает как молодой, но он — в составе другой команды — уже брал Кубок. Он вселяет в молодежь уверенность — мол, эту задачу мы решим.
Вот и я пишу в своём резюме: «Все задачи, порученные мне, я тем или иным способом решал. Нерешаемых задач нет».
Финальное. Что мотивирует продолжать кодить и ходить на митапы, а не завести свой бизнес — под стать почтенному возрасту?
Александр
Люблю код топтать. Просто это я делаю хорошо. Мир разработчиков — особый мир со своим социумом и своей культурой. Для меня долгое время люди вообще делились на разработчиков и не-разработчиков. И потом: собственный бизнес — весьма тяжёлая ноша. Не каждый справится, не каждого ждёт успех.
Как беларуские выпускники поступают в Польшу и Россию — и повлияла ли война. 4 истории
dev.by искал молодых людей, которые поступили этим летом в вузы за границу, — отозвались 4 человека. Двое выбрали Польшу, ещё двое Россию (для одного это временный вариант, он планирует перепоступить в следующем году).
Спросили у ребят, как они выбирали вузы, куда поступали одноклассники и как на выбор повлияло вторжение России в Украину (и вчерашние новости о мобилизации).
EnCata будет штамповать заводы, которые штампуют дома
«Строительная отрасль полностью дисфункциональна», — говорит СЕО EnCata Олег Кондрашов. И предлагает «реанимировать стройку»: повторить успех Генри Форда и запустить конвейер, который будет штамповать модульные дома. А ещё — запустить мобильные заводы с этими конвейерами.
Первый тестовый дом с железными стенами и окнами в пол уже построен — в нём 2 года как живёт СЕО. А сейчас в Великом камне достраивают тестовый завод.
Есть ли будущее у проекта и какое, рассказывает dev.by Олег Кондрашов.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Тезис № 5. Они просто не впишутся в молодой (по духу или нет) коллектив.
Какой по духу?
Woke?