«Сказал, что принимаю препараты». Как айтишники с СДВГ проходят собесы
devby.io рассказывал о том, как непросто живётся и работается с СДВГ, — нам об этом поведал senior UX/UI- и продуктовый дизайнер Иван. Но синдром дефицита внимания и гиперактивности влияет не только на рабочий процесс.
Например, айтишники жалуются в LinkedIn, что это расстройство не даёт им проходить собесы наравне с другими кандидатами.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это расстройство поведения, связанное с особенностями работы головного мозга, которое характеризуется чрезмерной подвижностью, импульсивностью, трудностями в удержании внимания и повышенной отвлекаемостью.
Сейчас для постановки диагноза СДВГ у взрослых должно присутствовать не менее пяти симптомов невнимательности и/или не менее пяти симптомов гиперактивности и импульсивности.
К признакам невнимательности относятся:
- неспособность сосредоточиться на деталях, небрежность в работе и других видах деятельности;
- трудности с удержанием внимания при выполнении заданий, во время лекций, бесед, чтения;
- трудности со слушанием собеседника даже при отсутствии отвлекающих факторов;
- несоблюдение предлагаемых инструкций, невыполнение обязанностей на рабочем месте;
- сложности с самоорганизацией, склонность к беспорядку, неаккуратность;
- трудности при выполнении работы, требующей длительного умственного напряжения, например, составление отчетов, заполнение форм, изучение длинных текстов;
- рассеянность, приводящая к частой потере вещей (ключей, кошелька, мобильного телефона, очков);
- склонность к отвлечению на посторонние стимулы, мысли;
- забывчивость в повседневных ситуациях.
На гиперактивность и импульсивность указывают следующие признаки:
- хаотичные движения кистей и стоп при сидении;
- неусидчивость, частые вскакивания с рабочего места;
- постоянное беспокойство, когда требуется оставаться на месте;
- трудности с проведением спокойного досуга;
- необходимость постоянно находиться в движении;
- болтливость;
- трудности с выслушиванием собеседника;
- склонность перебивать, вмешиваться в дела других людей, пользоваться чужими вещами без разрешения;
- трудности с ожиданием своей очереди.
«На собеседовании незаметно разбирал и собирал Lego, а то мозг готов был взорваться»
QA-инженер из России написал в линкедине пост о том, как непросто работать с СДВГ — и проходить собеседования. Вот несколько цитат:
— В моём случае синдром дефицита внимания и гиперактивности выливается в проблемы с концентрацией, запоминанием конкретики и жутковатой мультизадачностью. Последнее кажется неплохо, но попробуйте пожить в моей голове.
Созвоны больше 15 минут — адское испытание: я уже не помню, о чём идёт речь и как вообще сюда попал. Поэтому почти никогда не включаю камеру, параллельно пишу код, убираю за котиками, варю кофе, мою посуду, играю на компе, делаю заказ и курю. Одновременно.
А лайфкодинг для меня непосильный челлендж. Поэтому Page Object Model и максимальное переиспользование кода, чтобы пару символов ввёл — и IDE всё услужливо подставило. Иначе замучаюсь искать и вспоминать.
С мануальным тестированием сложнее. Всё-таки проблемы с концентрацией звучат почти как профнепригодность. Но с другой стороны, работаю я очень быстро, тестируя сразу несколько кейсов на разных девайсах. Правда, иногда забываю проставить статусы и уже не уверен, что проходил те или иные проверки. Приходится переделывать.
Перфекционизм тоже отчасти связан с диагнозом, но пока удаётся держать баланс между ним и продуктивностью. Бывает, по несколько раз переписываю рабочий код ради большей эстетичности и понятности. Зато нет проблем с рефакторингом и обучением коллег.
А на другом собеседовании незаметно разбирал и собирал Lego, а то мой мозг уже готов был взорваться от однообразных вопросов.
Автор поста добавляет в комментариях, что у него «очень плохая статистика собесов».
«Задания понятны, тебе надо подсмотреть, чтобы вспомнить нюансы — но нельзя»
Владислав — тоже QA-инженер, переехал из Беларуси в Польшу. Он предполагает у себя СДВГ, сейчас занимается тем, чтобы получить медицинское подтверждение.
— Когда перешёл в ИТ, заметил, что мне тяжело даётся фокусировка на различных вещах, будь то изучение нового, потребление большого количества устной информации или выполнение тасок, которые требуют особенной концентрации внимания.
Я начал сравнивать себя с коллегами, которые спокойно работали, усваивали информацию и понял, что со мной что-то не так. Погуглил симптомы, прошёл несколько тестов — и понял, что, скорее всего, это СДВГ.
Заглядывая в прошлое, Владислав вспоминает: «звоночки» были и раньше — ещё в школе, но «тогда казалось, что это лень, неусидчивость, незаинтересованность предметом и прочее». Позже, уже в университете, он полагал, что просто выгорел, «так как первый курс закончил хорошо, а дальше учился спустя рукава».
Самое сложное на собеседовании для Владислава — вспоминать ответы на вопросы из теории.
Такая же ситуация и с практическими вопросами во время интервью: задания понятны, тебе надо что-то подсмотреть, чтобы вспомнить нюансы — но нельзя. Ещё и пара человек над душой стоят и смотрят, как ты пыхтишь и пытаешься что-то родить.
Намного лучше, добавляет Владислав, проходят собеседования, на которых нужно описать свой опыт и рассказать, какие проблемы ему приходилось решать.
— Можно перечислить всё, чем ты занимался, не вдаваясь в подробности — в ходе беседы вспоминаются и подходы к решениям проблемы, и практики, и тулзы, и всё, что требуется.
Стоит ли рассказывать рекрутеру о том, что у него СДВГ? Владислав не уверен:
- С одной стороны это информация о наличии у меня такого диагноза может отпугнуть потенциального работодателя, у которого недостаточно знаний в этом вопросе — и отчасти это можно рассматривать как форму дискриминации.
- Но с другой, если работодатель относится с пониманием, то, возможно, будет относиться более снисходительно ко мне на интервью.
Мы попросили Владислава рассказать о своих лайфхаках, которыми он пользуется на собеседованиях. Его главный рецепт — делать пометки, записывать всю важную информацию, просьбы и так далее.
— Это помогает на собеседованиях тем, что ты быстренько можешь заглянуть в свой чит-шит и найти нужный ответ на вопрос
«Это какой-то проблемный кандидат, вон у нас ещё 20 обычных»
Про Ивана мы писали ранее. Он senior UX/UI- и продуктовый дизайнер. Год назад Иван заподозрил у себя СДВГ — подтвердил и начал лечение.
Вот, как Иван описывал, как ему работалось с этим синдромом до того, как он обратился к стал принимать медикаменты:
- Временами физически «ломало» из-за работы, приходилось заставлять себя что-то делать. Передвигал мышкой объекты на экране, словно каждый из них весит тонну.
- Мог помимо своей воли переключаться на соцсети и YouTube. Выглядело это так, будто бы я забивал на работу и смотрел видеоролики. Но на самом деле я мог о чём-то задуматься, и бах — придя в себя, обнаруживал, что сижу на YouTube.
- Забывал про митинги и встречи, не мог удержать в голове все таски.
Иван говорит, что в силу специфики его профессии СДВГ не мешал ему на самих собеседованиях («по крайней мере, я этого не замечал», — добавляет он). А вот тестовые ему всегда давались сложнее, так как это — та же работа. Но делал он их хорошо, потому что «это новая задача, а исполнительную дисфункцию больше триггерит рутина».
Среди советов, которые Иван давал читателям devby.io — «не лениться объяснять людям, чем ты отличаешься, в чём твои сильные и слабые стороны. Если хотя бы близкие перестанут накладывать на тебя непосильные ожидания, это уже значительно повлияет на уровень жизни. А уж если коллеги или работодатель войдут в положение, то вообще супер!»
Мы спросили, стоит ли в таком случае говорить рекрутеру, что у кандидата СДВГ. В ответ Иван заметил, что это сложный вопрос:
Есть, наверное, крутые инклюзивные компании, но вряд ли их много. Сейчас рынок на стороне работодателя, поэтому большинство посворачивало всякие приколы типа «заботы о сотрудниках».
Читать на dev.by