«Это не коммерция, а борьба за идею»: почему А1 вкладывается в киберспорт
О том, зачем белорусам киберспорт, и что нужно для того, чтобы наши спортсмены могли играть на мировом уровне, dev.by поговорил с Антоном Бладиком, заместителем генерального директора компании А1 по цифровым платформам и контенту.
Как сейчас выглядит киберспорт в Беларуси?
Как бы это парадоксально ни звучало, но киберспорт в Беларуси есть: команды, игроки, несколько компаний, которые предоставляют услуги в этой области. Но существует он в непростых условиях и без достаточной поддержки: как правило, это небольшие организации любительского уровня, которые работают на энтузиазме. Нет системы подготовки кадров (игроков, судей), регулярных чемпионатов. Если смотреть на активность в этом направлении, то практически вся она сосредоточена в Минске: видимо, исторически так сложилось, что здесь больше игровых клубов, чем в других городах. Что касается финансирования, то его как такового и нет. Отчасти потому, что этот вид спорта не является в Беларуси официальным, государство его не признаёт — а значит, нет и программы развития. Но давайте обратим внимание на мировые тренды: сегодня киберспорт спонсируют крупнейшие производители всевозможных девайсов — и это многомиллионные бюджеты. В то время как у нас все инвестиции — от энтузиастов. Да, у нас много разработчиков игр, но так как монетизация чаще всего происходит за пределами страны, здесь мы не ощущаем от этого какого-то результата, помимо единичных проектов в рамках поддержки собственных инициатив.
Есть ли среди белорусов запрос на киберспортивные соревнования?
По статистике просмотров мировых чемпионатов мы видим достаточно большую долю белорусской аудитории. В Беларуси много игроков и зрителей. Беларусь — уникальная страна в этом плане: у нас хорошее оптоволоконное покрытие, развитая инфраструктура передачи данных. Всё это даёт возможность играть онлайн из любой точки страны. Даже в школах есть инфраструктура, которая позволяет проводить небольшие киберспортивные мероприятия. А некоторые телекоммуникационные операторы даже предоставляют для игроков специальные тарифы с лучшей скоростью. Поэтому у любителей компьютерных игр есть все необходимое. А значит, можно переходить на следующий уровень и придавать этому увлечению организованный характер. Мы уже провели несколько турниров VOKA Gaming — и интерес к таким событиям точно есть. С другой стороны, мы заметили, что у белорусских геймеров нет пока привычки посещать офлайн-мероприятия. Возможно, они к этому просто ещё не привыкли.
Есть ли перспективы у белорусского киберспорта?
Я бы разделил бизнес-направление и спорт. Годовой финансовый оборот мировой индустрии киберспорта выше $1 млрд. Это огромный рынок. Вместе с тем, основной доход пока что поступает со спонсорских проектов. И здесь важно найти и разработать модели взаимодействия с аудиторией, зрителями и партнёрами. В этом плане мы находимся в самом начале пути. Для нас не идёт речь об окупаемости инвестиций. Мы инвестируем не для того, чтобы заработать на этом (по крайней мере, не прямо сейчас).
Мы хотим развивать этот рынок и этот вид спорта. И пока что мы можем позволить себе поработать за идею, за развитие направления, которое нам кажется перспективным.
Почему именно киберспорт, а не всеми любимый хоккей, например?
Когда-то давно наша компания была исключительно мобильным оператором. Но последние лет пять мы активно движемся в сторону фиксированной связи, у нас есть свой дата-центр, выход на рынок контента. Нам важно, чтобы те линии связи и тот доступ в интернет, который мы предлагаем клиентам, использовались во всей полноте своих возможностей. Поскольку киберспортивные мероприятия вызывают большой интерес, нам интересно их транслировать, делать обзоры. К тому же та аудитория, которая увлекается киберспортом, — это люди 14+ лет. И, возможно, сейчас эти ребята ещё сами не зарабатывают, а на свои увлечения тратят карманные деньги от родителей. Но эта аудитория растёт, и для нас как для бизнеса важно найти с ней контакт, зарекомендовать себя, выстроить долгосрочные отношения. В будущем, когда эта аудитория повзрослеет и станет на собственные ноги, у нас уже будут созданы все необходимые предпосылки для того, чтобы ее представители стали нашими клиентами в тех или иных областях. С другой стороны, часто в домохозяйствах не всегда лидер мнения — тот, кто платит. Родители часто прислушиваются к мнению детей, когда хотят подключить интернет или телевидение. Ведь всегда проще опираться на рекомендации того, кто лучше разбирается в таких вопросах. И в этом отношении молодому поколению зачастую есть чему поучить старшее. Таким образом, подростки могут выступать в роли адвокатов бренда.
Развитие киберспорта — это хорошо. Но вы не считаете, что белорусские подростки и так страдают зависимостью от гаджетов и игр?
Для меня подготовка любого спортсмена— неважно, играет он в шахматы, компьютерные игры или ещё что-то — должна быть разносторонней. Нельзя акцентироваться только на функциональной подготовке. Должен быть комплекс мероприятий. Если мы берём геймера, то у него должна быть устойчивая психика, хорошее зрение, реакция, выносливость, умение концентрироваться, умение взаимодействовать в команде. А это те вещи, которые нельзя получить, только сидя в компьютерном кресле. Для этого нужно заниматься разными видами физической активности. Переключение спортсменов с компьютерных игр к командным, тренажёрному залу, воркауту необходимо — главное, чтобы руки потом не дрожали. Но какие-то иные виды активности, помимо компьютера, в их жизни обязательно должны быть. Когда я в детстве занимался баскетболом, тренер заставлял нас раз в неделю приносить дневники. И тех, у кого были плохие оценки, наказывал. Казалось бы, где баскетбол, а где — школа? Но это правильно. Помимо спортивных навыков, у тебя должно быть образование и профессия. Ты должен быть развитой личностью. У нас нет цели всех загнать к телефонам и компьютерам, держать эмоционально привязанными к играм и поощрять сидение на одном месте. Мы за комплексный подход к развитию киберспортсмена как личности.
А вы сами играете в компьютерные игры?
Я, наверное, из того поколения, которое помнит игры, которые загружались с кассетного магнитофона. Сейчас это может звучать как фантастика, потому что уже мало кто помнит, как в принципе выглядит кассетный магнитофон. А уж представить себе, что он подключался к компьютеру и с него загружались игры — это вообще за гранью понимания нынешнего поколения. Но это было. Если называть топ моих любимых игр, то это будут все серии QUAKE, Doom и спортивные симуляторы. Правда, сейчас мне уже интереснее не столько играть, сколько изучать модель взаимодействия игровых платформ с игроками. Если я запускаю игру, первое, что хочется понять, — это как в ней работает монетизация. Но иногда под настроение могу поиграть со своими детьми: они любят всевозможные казуальные игры на сообразительность.
Возвращаясь к киберспорту, как вы планируете его развивать в Беларуси? Есть ликакой-то план?
Инвестируя сегодня в киберспорт, мы вкладываем в инфраструктуру, проведение оффлайн-мероприятий. Определенных затрат требует также подготовка пакета документов для признания киберспорта официальным видом спорта. Также планируем выстраивать отношения с уже существующими игровыми сообществами. Мы готовы быть тем домом, платформой, которая позволит всё это объединить и понять, чего не хватает и в каких направлениях должны прилагаться основные усилия. Кроме того, у нас есть возможность помогать самим киберспортсменам. Единственное необходимое условие — они должны будут пройти отбор и достойно представить свой клуб или страну на международных турнирах. Мы готовы дать им доступ к этим площадкам, поддержать ребят и профинансировать их поездки на мировые чемпионаты, как за счёт наших инвестиций, так и с помощью партнёров, которых мы привлечём. Как только киберспорт будет признан официально, можно будет говорить о плане соревнований, согласованных с Министерством спорта и туризма. В любом спорте, как мы знаем, порядок бьёт класс. Важно создать правильную систему подготовки спортсменов, тренеров, судей. Это то, что мы хотим выстроить в Беларуси.
Вы общались с кем-нибудь из белорусских игровых компаний, которые уже работают в этом направлении, например, Wargaming?
Опыт проведения масштабных мероприятий есть не только у Wargaming, он есть почти у любой крупной компании, потому что организовать корпоратив для 1000 сотрудников —это уже весомо. Но, если без шуток, то мы постоянно находимся в контакте с разработчиками игр. Мы готовы сотрудничать с ними в рамках партнёрства и совместных действий по признанию киберспорта официальным в нашей стране. При этом не рассчитывая, конечно, на скорый возврат инвестиций.
Расскажите о Белорусской федерации компьютерного спорта. Чем она занимается?
Это новое общественное объединение, которое мы создали для поддержки и развития киберспорта в Беларуси. Во всем мире киберспорт уже успел превратиться в полноправную индустрию, а в нашей стране все только развивается. Мы хотим изменить эту ситуацию: объединить рынок и наладить взаимодействие между его разрозненными представителями, используя имеющиеся в распоряжении такого крупного международного игрока, как А1, ресурсы и опыт. С этой целью была создана «Белорусская федерация компьютерного спорта». Федерация создавалась как объединение энтузиастов киберспорта, профессиональных игроков и других сторон, заинтересованных в продвижении киберспорта и киберспортивных дисциплин. Среди ее целей — популяризация компьютерного спорта (в том числе в регионах Беларуси), развитие и поддержка профессиональных игроков, тренеров и судей, проведение соревнований и развитие международных контактов. Одной из главных задач, к решению которой намерена стремиться новая организация, является работа над признанием компьютерного спорта на государственном уровне: киберспортивные дисциплины в перспективе могут получить статус официальных видов спорта. В рамках этой инициативы планируем вырабатывать дальнейшие шаги по признанию киберспорта и разработке планов и методик развития.
Поделитесь результатами, которые есть на текущий момент.
В 2019 году мы провели турниры VOKA League, количество просмотров игр в рамках которой на разных платформах перевалило за 800 тыс. Это не очень много в мировом масштабе, но достаточно неплохо для Беларуси. Мы даже собрали команду энтузиастов из числа сотрудников компании, которая приняла участие в отборочных турнирах VOKA League CS:GO. Также проводили национальный этап соревнований международной киберфутбольной лиги по FIFA. В феврале при участии А1 была учреждена Белорусская Федерация Компьютерного спорта. Основная цель объединения — развитие и популяризация компьютерного спорта в Республике Беларусь, а в перспективе — и признание его официальным видом спорта, что откроет новые возможности для его продвижения. Поле деятельности большое, можно начинать с соревнований между школами, районами, городами, сёлами. Нам интересен опыт России, Америки, Юго-Восточной Азии. Мы смотрим на разные регионы. У западных организаций нам интересно перенять опыт проведения крупных чемпионатов, а у российских — скорее методологические подходы к функционированию спортивной лиги, федерации. А1 является частью A1 Telekom Austria Group, и наши коллеги в Австрии и Болгарии уже не первый год проводят масштабные киберспортивные соревнования. Существует целая A1 Adria League, которая собирает тысячи игроков с 2017 года. Мы используем опыт наших коллег и рассматриваем возможность совместных международных турниров.
С каких игр будете начинать проводить чемпионаты?
Мы не будем изобретать велосипед и возьмём те игры, в которые играют во всём мире: Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive, игры в жанре Battle Royale, симуляторы, из белорусских можно и World of Tanks. К слову, игры — это интернациональные продукты. Сегодня уже никто и не вспомнит, откуда пришёл кубик Рубика или тетрис. То же самое и с компьютерными играми — неважно, откуда разработчики, важен охват аудитории.
Читать на dev.by