Не работать в 50+ и даже 30+. Как айтишники планируют пассивный доход
В линкедине обсуждают, есть ли работа в 50+. Некоторые уверены: в этом возрасте они уже завяжут с кодом и будут жить на сбережения.
Мы спросили у читателей, какие планы на 50+. Откликнулись двое: одному 20+ и он уверен, что уже к тридцати завяжет с работой и будет жить на ренту от сдачи недвижимости в аренду. А другому 40+ — и, похоже, в 50+ он продолжит работать. Хотя планировал по-другому.
СТО задал в линкедине вопрос, как видят своё будущее разработчики в 50+. Свой путь он определил в комментариях: в 50 будет консультировать/менторить, а жить — на пассивный доход, которым постарается обеспечить себя заранее.
Многим пользователям этот путь нравится — они и сами о чём-то таком подумывают.
При этом многие недоумевают, почему и в 50+ нельзя продолжить работать, особенно если работа приносит удовольствие. И приводят в пример своих знакомых — в 60+ и 70+ они работают в крупных компаниях.
Кейс 1: две работы, три квартиры в Батуми и план не работать в 30+
Мы спросили у читателей, как они видят свои «беззаботные 50+». Один сообщил, что планирует «не работать уже после 30 лет».
— Уже спустя 2 года работы можно получать 3-5 тысяч долларов и работать на двух работах, тратя на это в среднем 5-6 часов в день, как делаю я, — рассказал разработчик.
Расходы у меня — не более 10% от моих доходов, а все свободные деньги я вкладываю в недвижимость. Сейчас у меня 3 квартиры в Батуми (читатель переехал в Грузию в феврале 2022 года — прим. ред.), в которые вложено более 80 тысяч долларов.
Ещё 45 тысяч нужно выплатить. Но здесь очень хорошие условия по рассрочке: на выплату даётся 2-3 года, первоначальный взнос — 20-30%. Учитывая что доллар имеет свою инфляцию, то квартиры становятся ещё выгоднее. Однако есть нюансы: застройщиков много, нужно анализировать и принимать во внимание разные мелочи.
Одна квартира ещё не приносит дохода — не достроена. Разработчик купил её на этапе котлована — «и за 7 месяцев цена на неё уже поднялась на 40%». Две другие он сдаёт: мая по сентябрь — посуточно, а в несезон — в долгосрочную аренду.
Айтишник намерен и дальше вкладываться в недвижимость, но уже в других странах — для диверсификации рисков. В его плане есть только один нюанс: он спрашивает себя, не заскучает ли, если бросит работу после 30.
Мы попросили читателя подробнее рассказать про работу на двух проектах. Он отметил, что это «большие проекты: на каждом — более, чем по 10 человек».
— Любой может посчитать ради интереса, сколько он тратит времени на работу. Работая оффлайн, я замечал: кто-то читает новости, кто-то ходит курить, кто-то смотрит ютуб. Я же подхожу к работе в хорошем ресурсном состоянии (а для этого достаточно сходить на тренировку: «работаешь сидя, отдыхаешь стоя») — и концентрируюсь только на ней.
Раньше я перерабатывал на одном проекте и получал в разы меньше, сейчас работаю меньше, а получаю больше. Заказчик не заметил разницу.
Наш собеседник также против того, чтобы отдавать двум работам 16 часов в день — «этого никто не оценит», отмечает он. И добавляет, что переработки в принципе вредны, так как о рабочих подвигах быстро забывают, а кое-где впоследствие требуют той же «выработки» в дальнейшем — и приходится снова перерабатывать.
— Лучше провести время с семьёй, с друзьями, с самим собой. Если ты не закроешь какую-то задачу вовремя, ничего не случится. Главное — развивать софт скилы, которые помогут поставить в известность менеджера/заказчика и грамотно обосновать.
Секрет работы на двух проектах, по мнению разработчика, прост: нужно постараться устроить всё так, чтобы митинги не пересекались.
Кейс 2: офисы в Минске (200+ метров) не востребованы, а в 40+ ещё нравится работать
Второму собеседнику 43 года.
— Пять лет назад приключилась интересная история, — рассказал он. — Как-то CEO, которому на тот момент было 63, СТО 48 лет, VP 62 лет, 35-летний Head of Sales и я обсуждали на митинге стратегию развития комании.
CTO в агрессивной манере продвигал более рискованную и агрессивную стратегию развития. Когда у него спросили, куда он спешит, он ответил: «Что я идиот после пятидесяти работать?!.» СЕО и VP переглянулись, я чуть сдержался, чтобы не расхохотаться, СТО покраснел.
Айтишник рассказал немного о себе: он начинал разработчиком, теперь — руководитель проектов. У него тоже были в своё время планы обеспечить себя пассивным доходом, поэтому он вложился в офисную недвижимость в Минске — у него 200+ метров, обустроенных для работы — с отделкой и оборудованием.
— Рассчитывал, что арендная плата будет хорошим пенсионным пособием. Но потом был ковид, потом случился август 2020, потом — исход ИТ. И в общем в ближайшие годы от этого «пассива» дохода точно не будет.
Читатель добавляет, что на бирже не играет, а инвестирует в проекты, на которых сам работает — «на них надежда».
— Лично мне нравится моя работа, возможно, к 50 или 60 годам баланс work — life сместиться в сторону последнего, но пока будет возможность работать и эта работа будет на пользу мне, окружающим и обществу в целом, я буду продолжать. 50 и 60 — это не дряхлая старость, да и в целом, я считаю, что дряхлеют скорее от безделья.
Делитесь своими планами в комментариях или нашем боте, интересные мнения добавим в материал.
Как разработчик в Польше работал курьером (но потом всё получилось)
@dzikpic, канал для айтишников в Польше, рассказал историю Александра. Перед тем, как попасть в польскую компанию, он два месяца доставлял еду в Glovo. Каково это — ездить на велосипеде по 10-12 часов в день и почему маникюрщица зарабатывает больше разработчика.
Айтишник купил дом в Польше. Как получить разрешение в 2023, когда отказов больше
@dzikpic, канал для ИТ-экспатов в Польше, рассказывает историю белорусского айтишника, который купил дом в Гданьске, с комментариями эксперта. Обсудить историю можно в чате.
Врядли это слабоумие и отвага. Как ни крути, а выйти с недвижкой в минус ооооочень сложно, тем более в курортном городе. Да и про диверсификацию там написано
да, только c кем там в хоккей играть нужно чтобы эти пять соток купить? или может у джентельменов которые у дома юстиций пасуться? )
Zhan Chubukou
B2B Contractor (AI Solution Manager) в Worldwide Market
25 января 2023, 20:53
0
Думаю, что жители восточной Украины с Вами не согласятся. А Грузия имеет ситуацию в Южной Осетии и Нагорном Карабахе (2 непризнанных республики), а так же "дружелюбного" соседа в лице России, который очень дружен с этими непризнанными республиками. И даже как-то уже заезжал на танках лет 15 назад в гости с "принуждением к миру". Ну, а что осталось после таких визитов от Мариуполя, Бахмута, Соледара, Марьинки и других городов - сами же видите.
Надеюсь это сарказм))
Я в прошлом году нашёл официальный on-line калькулятор пенсии в РБ - лучший в мире мотиватор заботиться о себе самому, с тех пор про на пенсию государственную вообще забил. Как бы я не выкручивал "бегунки" в калькуляторе, сколько бы не указывал зп, больше 500-700 рублей не выходило. Сейчас уже тоже примерно около года вкладываюсь по чуть-чуть в... не суть.
Так же в excel написал формулу "пенсии" и посмотрел, сколько можно самому откладывать ближайшие лет 25-30 что бы к 60 годам хотя бы 500$ в месяц иметь - тоже неутешительно, учитывая текущие затраты, всё-таки жизнь течёт прямо сейчас, а не начнётся в 60
В общем, ФСЗН - тот ещё мотиватор))
там все не сложно с ползунками. налог на пенсию в айти платит работодатель по льготному тарифу, от средней по стране , а не от того сколько вы получаете. это такая льгота государства для айци работников. вот и вбивайте средний доход равный средний по стране, а не реально сколько получили. это и будет ваша безбедная старость
Не забываем назвать конкретные значения. "Безбедная" старость - это 600-700 руб.
А ещё добавляем среднюю продолжительность жизни мужчин в 64 года. И получается год на пенсии.
Мечта.
Мечты, мечты, где ваша сладость? В молодости мне казалось, что зарабатываю я - огого, еще десять-двадцать лет - и можно будет выйти на пенсию, а много ли пенсионеру для жизни нужно? 200-300-400$ на покушать? Так еще много останется.
Оказалось - денег нужно, и много. Баксы жрет инфляция, недвижимость по факту - дорогущий пассив, собственный бизнес - не стабильный доход, а потогонка ничем не лучше наемной, а фондовый рынок для частников - не более, чем альтернатива казино. И что накормить свою тушку жареной бульбой - это одно, а накормить неработающую жену и стаю мелких наследников, свозить их в отпуск, записать в бассейн и на музыку, помочь с учебой и жильем - совсем другое.
Поэтому работаем, не отвлекаемся. И после 50ти и после 60ти и дальше, как покатит. Отдохнуть сможет 0,1% везунчиков, попавших на гребень волны, да и то маловероятно.
По сути статья про неэффективный ИТ-менеджмент. Который не в состоянии заметить, что у него под носом люди работают параллельно ещё на других проектах.
И я не ратую о выжимании из человека всех соков за те же деньги. Я о том, что из-за плохого менеджмента потенциал сотрудников реализуется на текущем проекте только наполовину. Если сотрудник работает на другую компанию - значит, не развивает свою. Пока рекрутёры шарятся по рынку в поисках мало-мальских адекватов.
После такого статьи об успешных и эффективных айти-манагерках кажутся клоунадой.
При нормально организованном процессе у людей просто не будет сил и желания работать параллельно на другую компанию. Естественно, такой commitment должен и оцениваться соответствующе, а не "в среднем по больнице".
Пользователь отредактировал комментарий 19 января 2023, 14:40
таких сотрудников нужно выявлять (например премировать тех, кто сообщит об этом менеджеру) и предлагать второй проект взять на полторы ставки, как делают учителя или врачи
свой потенциал каждый сам реализует, хороший менеджмент всегда предлагает возможности в рамках своих предприятий, но это больше про менеджмент предприятия, а не проектный менеджмент. проектный менеджмент всегда думает в сторону что бы выжать по максимуму из пахарей и получить за это премию :)
yakushewsky
IT security developer в Scandinavian bank
19 января 2023, 15:57
11
Школота :)
Через 10 лет эти нынешние инвесторы будут вкалывать на лекарства, с таким режимом жизни
поддерживаю. чтобы на пенсии хорошо жить и быть здоровым надо вести правильный образ жизни: питаться хорошими продуктами, а не картошкой с колбасой, заниматься спортом, играть в хоккей, иногда заниматься физическим трудом в поле - например собирать урожай арбузов.
вот тогда и в послепенсионном возрасте еще сил хватит на всё.
а если в две смены пахать в душном замкнутом пространстве, питаться всякой дешевой некачественной продукцией, или, на ночь мясом обьедаться, то откуда в старости здоровье будет? такой даже до 63х не доживет, чтоб первую пенсию увидеть
Пользователь отредактировал комментарий 19 января 2023, 16:03
уверены: в этом возрасте они уже завяжут с кодом и будут жить на сбережения
Это те кто реально никогда не работал. Те кто реально что-то делал делают и в 60+ и делают значительные вещи, влияющие на весь мир.
Но если ты освоил пару *опаскриптных недофреймворков которые уже умирают, или так очередной каждые пару лет появляющийся убийца C++ то да, ты уже будешь никому не нужен и придётся только на сбережения волочить существование
Лет 5 назад тоже подумывал о досрочной пенсии на накопления. Ковид полностью поменял планы. 5 лет назад надо было каждый день кататься в офис и половину рабочего времени изображать деятельность. Полная удалёнка дала возможность уделять работе столько времени, сколько нужно: 4-5 часов в день, а остальное уделять себе и семье. Появилось время тратить заработанное! И такой режим работы весьма комфортнее для меня.
Сложно прогнозировать далеко вперёд, учитывая события последних пары лет, но сейчас думается, что моя настоящая жизнь уже сейчас очень напоминает идеальную пенсию.
yakushewsky
IT security developer в Scandinavian bank
20 января 2023, 13:28
3
В школьные годы я занимался программированием совершенно бесплатно, просто из любви к искусству. И на пенсии буду заниматься тем же, потому что люблю это дело.
А вайтишники конечно тяготятся, занимаясь нелюбимым делом. И поэтому хотят как можно быстрее бросить это
Юрий Бобков
Инженер допечатной подготовки в ООО Друк Сервис
23 января 2023, 18:16
0
Вырастили бездельников: после 30 им тяжело уже работать.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
"Сейчас у меня 3 квартиры в Батуми"
Кому-то нужно почитать про диверсификацию рисков 😂
Вкладываться в три хаты в такой стране - слабоумие и отвага
Врядли это слабоумие и отвага. Как ни крути, а выйти с недвижкой в минус ооооочень сложно, тем более в курортном городе. Да и про диверсификацию там написано
так а почему не сделать как местные, на 5 сотках построить этажей 5-7 и сдавать, золотая жила получается, благо раб силы там хоть отбавляй
да, только c кем там в хоккей играть нужно чтобы эти пять соток купить? или может у джентельменов которые у дома юстиций пасуться? )
Думаю, что жители восточной Украины с Вами не согласятся. А Грузия имеет ситуацию в Южной Осетии и Нагорном Карабахе (2 непризнанных республики), а так же "дружелюбного" соседа в лице России, который очень дружен с этими непризнанными республиками. И даже как-то уже заезжал на танках лет 15 назад в гости с "принуждением к миру". Ну, а что осталось после таких визитов от Мариуполя, Бахмута, Соледара, Марьинки и других городов - сами же видите.
Цены в Грузии обвалятся, когда закончится война и бежавшие от мобилизации повозвращаются.
как насчёт недвижки в курортном Сухуме (200 км от Батуме всего), купленную в 2007 году, например.
а почему никто не расчитывает жить на государственную пенсию? айтишники много получают, значит в ФСЗН платят много и пенсия у них будет большая
Bot detected
Надеюсь это сарказм))
Я в прошлом году нашёл официальный on-line калькулятор пенсии в РБ - лучший в мире мотиватор заботиться о себе самому, с тех пор про на пенсию государственную вообще забил. Как бы я не выкручивал "бегунки" в калькуляторе, сколько бы не указывал зп, больше 500-700 рублей не выходило. Сейчас уже тоже примерно около года вкладываюсь по чуть-чуть в... не суть.
Так же в excel написал формулу "пенсии" и посмотрел, сколько можно самому откладывать ближайшие лет 25-30 что бы к 60 годам хотя бы 500$ в месяц иметь - тоже неутешительно, учитывая текущие затраты, всё-таки жизнь течёт прямо сейчас, а не начнётся в 60
В общем, ФСЗН - тот ещё мотиватор))
там все не сложно с ползунками. налог на пенсию в айти платит работодатель по льготному тарифу, от средней по стране , а не от того сколько вы получаете. это такая льгота государства для айци работников. вот и вбивайте средний доход равный средний по стране, а не реально сколько получили. это и будет ваша безбедная старость
Не забываем назвать конкретные значения. "Безбедная" старость - это 600-700 руб.
А ещё добавляем среднюю продолжительность жизни мужчин в 64 года. И получается год на пенсии.
Мечта.
ну у меня бабушка вроде и больше получала, после 90 лет. Так что проживешь лет 300 и пенсия уже будет огромная
Мечты, мечты, где ваша сладость? В молодости мне казалось, что зарабатываю я - огого, еще десять-двадцать лет - и можно будет выйти на пенсию, а много ли пенсионеру для жизни нужно? 200-300-400$ на покушать? Так еще много останется.
Оказалось - денег нужно, и много. Баксы жрет инфляция, недвижимость по факту - дорогущий пассив, собственный бизнес - не стабильный доход, а потогонка ничем не лучше наемной, а фондовый рынок для частников - не более, чем альтернатива казино. И что накормить свою тушку жареной бульбой - это одно, а накормить неработающую жену и стаю мелких наследников, свозить их в отпуск, записать в бассейн и на музыку, помочь с учебой и жильем - совсем другое.
Поэтому работаем, не отвлекаемся. И после 50ти и после 60ти и дальше, как покатит. Отдохнуть сможет 0,1% везунчиков, попавших на гребень волны, да и то маловероятно.
простите, а зачем нужна неработающая жена?
Наследников воспитывать, хозяйство содержать. Кому наследников с хозяйством не надо - вычеркивайте смело.
какое хозяйство? свиней чтоли на заднем дворе держите? наследники не вырастут с работающей женой?
А зачем вообще жена нужна? Даже работающая.
Кому как удобно.
https://youtu.be/A8oFowAcHME
«порядочные люди не заставляют жен работать!! для этого у них есть прислуга!»
Пользователь отредактировал комментарий 23 января 2023, 17:40
https://youtu.be/s5hT2qY6-Ms
«чингачгук любит уа-туа»
Пользователь отредактировал комментарий 23 января 2023, 17:35
почему "недвижимость - дорогущий пассив"?
Ну если какой-то дом у вас частный, то там много работы да, а квартира - норм.
Усложняет переезды, окупается долго, на продажу потом может уйти не один месяц.
Пользователь отредактировал комментарий 19 января 2023, 18:09
Я не о собственном жилье говорю, а о недвижимости в качестве инвестиции. Собственное - окей, мобильность снижает, но качество жизни повышает кратно.
самый надежный несгораемый вариант - вкладывать в макароны, соль и спички :)))
ПС: самая надежная инвестиция - в образование своего потомства. Если заботиться и дать отличное образование, подохнуть с голоду не дадут.
5-6 часов работает на двух работах? что это за проекты у него, интересно)
*опаскрипт через copilot и chatgpt
Госпаде, как-будто вы не встречали людей, которые типа целый день пишут пятиминутные изменения в проекте
По сути статья про неэффективный ИТ-менеджмент. Который не в состоянии заметить, что у него под носом люди работают параллельно ещё на других проектах.
И я не ратую о выжимании из человека всех соков за те же деньги. Я о том, что из-за плохого менеджмента потенциал сотрудников реализуется на текущем проекте только наполовину. Если сотрудник работает на другую компанию - значит, не развивает свою. Пока рекрутёры шарятся по рынку в поисках мало-мальских адекватов.
После такого статьи об успешных и эффективных айти-манагерках кажутся клоунадой.
При нормально организованном процессе у людей просто не будет сил и желания работать параллельно на другую компанию. Естественно, такой commitment должен и оцениваться соответствующе, а не "в среднем по больнице".
Пользователь отредактировал комментарий 19 января 2023, 14:40
таких сотрудников нужно выявлять (например премировать тех, кто сообщит об этом менеджеру) и предлагать второй проект взять на полторы ставки, как делают учителя или врачи
свой потенциал каждый сам реализует, хороший менеджмент всегда предлагает возможности в рамках своих предприятий, но это больше про менеджмент предприятия, а не проектный менеджмент. проектный менеджмент всегда думает в сторону что бы выжать по максимуму из пахарей и получить за это премию :)
Школота :)
Через 10 лет эти нынешние инвесторы будут вкалывать на лекарства, с таким режимом жизни
поддерживаю. чтобы на пенсии хорошо жить и быть здоровым надо вести правильный образ жизни: питаться хорошими продуктами, а не картошкой с колбасой, заниматься спортом, играть в хоккей, иногда заниматься физическим трудом в поле - например собирать урожай арбузов.
вот тогда и в послепенсионном возрасте еще сил хватит на всё.
а если в две смены пахать в душном замкнутом пространстве, питаться всякой дешевой некачественной продукцией, или, на ночь мясом обьедаться, то откуда в старости здоровье будет? такой даже до 63х не доживет, чтоб первую пенсию увидеть
Пользователь отредактировал комментарий 19 января 2023, 16:03
Мне интересно. Долго сочинял? Какие-то формочки в экселе делал?
Это те кто реально никогда не работал. Те кто реально что-то делал делают и в 60+ и делают значительные вещи, влияющие на весь мир.
Но если ты освоил пару *опаскриптных недофреймворков которые уже умирают, или так очередной каждые пару лет появляющийся убийца C++ то да, ты уже будешь никому не нужен и придётся только на сбережения волочить существование
Лет 5 назад тоже подумывал о досрочной пенсии на накопления. Ковид полностью поменял планы. 5 лет назад надо было каждый день кататься в офис и половину рабочего времени изображать деятельность. Полная удалёнка дала возможность уделять работе столько времени, сколько нужно: 4-5 часов в день, а остальное уделять себе и семье. Появилось время тратить заработанное! И такой режим работы весьма комфортнее для меня.
Сложно прогнозировать далеко вперёд, учитывая события последних пары лет, но сейчас думается, что моя настоящая жизнь уже сейчас очень напоминает идеальную пенсию.
В школьные годы я занимался программированием совершенно бесплатно, просто из любви к искусству. И на пенсии буду заниматься тем же, потому что люблю это дело.
А вайтишники конечно тяготятся, занимаясь нелюбимым делом. И поэтому хотят как можно быстрее бросить это
Вырастили бездельников: после 30 им тяжело уже работать.