Два года назад власти закрыли частные школы. Вот две истории их бывших учеников (все они уехали из РБ)
Два года назад в Беларуси «разобрались» с частными школами — из почти трёх десятков остались шесть. Вспомнили, как это было — и поговорили с айтишниками, чьи дети там учились.
«Зачистить всё до невозможности»: как закрывали частные школы
Официальная причина, почему осенью 2022 года были закрыты почти все частные школы, — они не прошли лицензирование.
Проблемы у частников совпали с происшествием в школе «Смарт Скул»: мальчик выстрелил из детского пистолета и попал резиновым шариком в глаз девочке. Александр Лукашенко назвал эту школу «антигосударственной клоакой» и потребовал «зачистить всё до невозможности в системе образования».
— Я поручил немедленно ввести лицензирование со вчерашнего дня. Народное образование, школы, вузы — это не та сфера, где мы шутить должны, — заявил он.
Родителям пришлось спешно переводить своих детей в государственные учреждения. Некоторые рассказывали, что им угрожали СОП (признание детей в статусе «социально опасного положения»), если не сделают этого, а к кому-то домой даже приходил директор из госшколы по «прописке».
Чиновники встречались с руководителями частных школ и родителями их учеников и обещали, что постараются помочь им пройти лицензирование — так как видят, что госшколы переполнены.
Однако во второй четверти учебного года открылись всего три частные школы. В конце 2023 года министр образования Андрей Иванец уточнял, что их осталось шесть — «Конкорд», «Эко-Эл», «Альтернатива», «Ихвис», Минская международная гимназия и «Елисеевы поля».
Родители признавались devby, что с переходом детей в госшколы им пришлось взять по 4 репетитора. «В результате у ребёнка совсем нет свободного времени». Некоторые сетовали на то, что «просело качество знаний».
Часть детей уехала за границу, но министр Иванец говорил, что ждёт их назад и готов по возвращении «встретить в наших школах».
«Сын говорил, что это было наше лучшее решение» — опыт айтишницы
Мы попросили читателей dev.by (их имена изменены) рассказать, как сложились судьбы их детей — бывших учеников частных школ.
Сын Анны сейчас уже не школьник — недавно он окончил школу, которая работала по британской системе, в Лимассоле.
— Наш сын учился в частной минской школе «Инновация» — с 7 по 9 класс. И это был самый классный наш опыт, связанный с образованием.
У многих современных детей «трудный характер» — так считают учителя с советским прошлым. Эти дети не подчиняются авторитету просто потому, что им так сказали, и открыто выражают своё мнение и несогласие. Мой сын в 11-12 лет стал «трудным» ребёнком с отличными оценками и неудом по поведению.
Каждую четверть меня вызывали в школу — и это был колоссальный стресс для меня и для сына. В итоге мы с ним пошли к детскому психологу, и тот открыто сказал: «Возможно, психолог нужен не ребёнку, а вам».
На следующий год мы сменили школу. В обычную школьную систему я уже не верила — так что мы пошли в частную «Инновацию». Там активную натуру сына быстро направили в нужное русло — он стал участвовать в общественной жизни школы, вести школьные мероприятия. Ушла его колючесть, агрессия, сарказм.
Что там нам нравилось:
это была именно отдельная школа — маленькая, ламповая, — а не просто классные параллели. Малыши не боялись старших, пересекались с ними в столовой и все очень дружно общались;
в школе учились дети из разных стран — и много внимания уделялось английскому языку: у сына было по два урока английского в день. Классы делились по уровням владения языком, а не по возрасту. Причём с некоторыми детьми изначально можно было общаться только на английском, получалась экспресс-практика;
в рамках учебного времени был выделен урок самоподготовки, когда ребята могли сделать домашнюю работу. Я вообще забыла про проблему со школьными домашками;
классы были небольшие — по 10-12 человек, всем уделялось внимание;
школа находилась по линии метро и городского транспорта. Сын добирался туда самостоятельно — и это было замечательным подспорьем для нас, работающих родителей.
Пообщавшись с директором «Инновации» пару раз, мы больше в образовательную систему не лезли. Всё узнавали через сына, а вопросы решали на родительских собраниях — и чувствовали себя прекрасно. Знаю, что были родители, которые плотнее наседали на администрацию и отношения с директором не у всех складывались. Некоторые уходили со школы со скандалами, писали плохие отзывы. Ну, как и везде. Каждому надо найти свою школу.
Когда сын заканчивал 9 класс, мы уже знали, уедем из страны.
На Кипре нам порекомендовали школу, где учатся только старшие классы по британской системе — IMS School. Всё как в университете: нет классов, есть поток — например, математика, физика. И нет уроков, есть пары. Есть обязательные предметы, и есть некоторое количество на выбор — так называемая специализация. Отличная школа, в которой преподавание велось только на английском языке.
В эту школу надо было пройти отбор — сдать двухчасовой тест на английском на знание математики и логику, словарями и телефоном пользоваться было нельзя. Мы пришли в школу на консультацию, и нам назначили этот тест уже через два дня.
Кстати, в Беларуси наш сын успел попасть на линейку в 10-м классе своей уже бывшей школы. Ему дали выступить с небольшой речью — а потом их повели смотреть в записи выступление Лукашенко. Сын был в шоке. Через три месяца «Инновацию» закрыли.
«Пары недель в гимназии дочке хватило, чтобы понять разницу между частной и госшколой»
Ребёнок Алеси тоже учился в «Инновации» — с первого по пятый класс.
— Моя дочка училась в этой школе почти с самого её открытия, на тот момент там было всего несколько учеников.
Когда «Инновацию» закрыли, мы были вынуждены перевести дочь в 24-ю гимназию — не по прописке, но без каких-то усилий: просто попросились, и ребёнка взяли. Гимназия расположена близко к дому, плюс специализируется на языках («Инновация» была очень сильна в этом вопросе — нам не хотелось терять уровень). Ну, а кроме того когда-то там учился и я, поэтому имел некоторый сентимент.
В принципе пары недель в гимназии дочке хватило, чтобы понять разницу между частной и госшколой — но в итоге она провела там весь учебный год.
24-я гимназия на самом деле неплохая школа — «ада» там нет. Но с «Инновацией» не сравнить: это небо и земля. Большинство преподавателей, работавших в «Инновации», — отличные предметники, многие ещё и очень интересные люди. Не говоря уже о том, что они любят детей.
В гимназии сколько-нибудь серьёзной учёбы не было — и математика, и английский слабее на порядок. От произношения англичанки дочка вообще была в шоке. Единственный плюс госшколы — отсутствие оплаты, всё остальное — минусы.
Проблем с адаптацией после перехода в госшколу не было — ни буллинга, ни каких-либо идеологических заморочек мы не наблюдали. Но интерес к учёбе за год сильно просел.
Затем мы переехали в Израиль — и здесь дочь попала в отличную школу в Тель-Авиве. Чтобы поступить, сдавали экзамен по математике.
В Израиле есть разделение школ на 3 уровня: средняя школа начинается с седьмого класса — так что мы прилетели как раз вовремя. Наша школа государственная, классы немаленькие — тоже по 30 человек. Есть отдельный поток для русскоязычных репатриантов, обучение на нём ведётся на русском, но при этом у детей больше часов иврита — чтобы через несколько лет можно было перейти в обычный класс.
Отличие, которое бросается в глаза в сравнении с нашими госшколами — неравнодушное, очень тёплое отношение к детям. Никакого «совка», всех этих: «ваши проблемы» и «вас много, а я — одна». Первое что сделала завуч, когда мы в прошлом году пришли с дочкой договариваться об экзамене на поступление, — угостила её конфетой. Во время бомбёжек классная регулярно звонила нам и спрашивала, не нужна ли психологическая или любая другая помощь. У дочки не было компьютера — в школе выдали лэптоп.
Что касается уровня предметного образования, то в школе в Израиле он прилично выше, чем в минской гимназии, но, пожалуй, не такой крутой, как было в «Инновации» — всё-таки классы по 12 человек дают больше возможностей учителю. Ну и есть своя тонкость в израильском образовании: в средних классах (то есть с седьмого по девятый) детей особо не напрягают, «гонка» начинается в старших (с десятого по двенадцатый).
Ещё добавлю, что «Инновация» была основной причиной, по которой мы ещё год-полтора не уезжали в Израиль: мы понимали, что образование такого уровня без огромных денег за границей найти будет сложно и надеялись, что школе всё же дадут работать в Беларуси.
Да мне как то от твоей похвалы ни жарко ни холодно, [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024]. А разница между двумя вариантами была видна невооруженным глазом, когда я их читал в 1996.
Дружок, некоторые из здесь присутствующих в 1996 еще на горшок не научились сознательно ходить, а ты бросаешь им обвинения в том, чего они впринципе осознать не могли ещё много лет после.
ну 10 лет назад как раз была оттепель после кризисов, можно было еще поспорить. Но вот сейчас режим идет с авторитарного в тоталитарный и будет все только хуже
Спорный вопрос. Как по мне, так наоборот идет еще больший отказ от ответсвенности граждан принимать хоть какие то решения.
Даже по тутошним обсуждениям видно, как вырослр число сообщений с выражением "простой людь" который не отвечает и не хочет отвечать за действия своей же власти. "А нас то за что?"
Согласен, на сайт какой школы ни зайди сразу видно, что патриотизму уделяется особое внимание. Через десяток лет эти дети вырастут и мы будем жить в совсем другом обществе.
Только дети что сейчас, что 5, что 15 лет назад, смотрят на этот школьный спущенный сверху пропагандизм исключительно как на назойливые старческие потуги всяких динозавров. А так да, будете, главное самим читать только эти самые сайты школ и СБ Беларусь сегодня.
Какое там развитие "гражданскости" я вообще хз, думаю, это чел так шутит.
Валдис Адаскус
Старший Заместитель Младшего Пропагандиста по работе с РБ в Европейское ЦИПСО
23 сентября 2024, 18:24
1
@kek cheburek, тут больше половины взрослых людей чёрное от белого не в состоянии отделить. Что уже про детей говорить. Они как глина - лепи с них что хочешь.
Яркий пример перед глазами - Россия. За 16 лет победобесия вылепили новую генерацию людей.
Только при этом СССР развалился как карточный домик, хотя детям и взрослым там мозги (в отстутствии интернета тем более) так промывали, что сейчас просто детский лепет.
Zhan Chubukou
B2B Contractor (AI Solution Manager) в Worldwide Market
25 сентября 2024, 10:52
2
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Тоталитаризм - это газовые камеры во имя арийской расы, это массовые расстрелы классовых врагов в имя светлого будущего коммунизма, это красные кхмеры истребляющие 30% населения и сгоняющие всех остальных в трудовые лагеря дабы создать новый мир без городов. Каждый мелкий автократ хочет иметь тоталитаризм, но не каждый может. Потому что нужна массовая идеология и личные лидерские качества. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Как Java отличается от Javascript, так отличаются авторитаризм от тоталитаризма - это качественно разные политические системы, а не просто разной степени интенсивности состояния одной системы.
Пользователь отредактировал комментарий 25 сентября 2024, 10:52
Zhan Chubukou
B2B Contractor (AI Solution Manager) в Worldwide Market
25 сентября 2024, 23:33
1
Правила тут. Их всего 5. А жизнь вот тут - и в ней куча приколов. Френдли файер, редакция.
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Дети вон даже школы не закончив, из страны сбежали под воздействием деструктивной пропаганды, полученной в школе. Государство лишилось потенциалального тракториста и доярки. Учились бы в гос школе, такого бы не произошло.
Пользователь отредактировал комментарий 23 сентября 2024, 09:10
Мы приняли решение уезжать именно из-за системы образования (но уехали чуть раньше, чем начали все прикрывать). Когда старший ребенок пошел в государственную школу, то сомнения об эффективности такого обучения появились уже с первых дней. Классный руководитель элементарно не мог грамотно изъяснять свои мысли и в "классном" чате писал с орфографическими ошибками (здесь нет ничего удивительного, если посмотреть на проходные баллы на педагогические факультеты за последние десятилетия). Нагрузка в количестве 32 детей на одного классного руководителя выглядела сумасшествием (но в нашем государстве не видят в этом проблемы). Поэтому я очень понимаю родителей детей с СДВГ и другими расстройствами - у них просто нет шансов получить достойное образование и внимание. Наибольшее внимание в государственной школе уделялось почему-то школьной форме: учителя каждый раз критиковали детей за то, что их форма одежды какая-то не такая. Ребенок постоянно нервничал утром, а не накричит ли на него учитель сегодня из-за цвета колготок. Как итог - ушли в частную школу. Через полгода ребенок с удовольствием просыпался в школу. В какой-то момент мы поняли, что в этом государстве нам придется устраивать в частную школу всех наших троих детей, что выглядит достаточно серьезной финансовой нагрузкой. Поэтому проблема налогов в европейских странах нас не пугала вообще никак. И, конечно, можно много говорить о том, что интеллектуальная нагрузка в европейских школах ниже, чем в РБ, но зато здесь воспитывают личность, а не запуганных интровертов, которые боятся чужого мнения и умеют решать диф. уравнения в уме.
Государственное министерство воспитания заботится о своевременном внесении единообразия в процесс образования. Образование должно служить делу поддержания чувства гордости за свое отечество и Президента.
Давно прошли те времена, когда выпускники белорусских школ могли "решать диф. уравнения в уме.".
Старшая закончила 41-ю гимназию в Минске в последний год перед переездом, который ее похоронил. Средняя училась номинально там же, но качество упало до нуля, . Младший сын пошел в новую начальную школу в Брилевичах, где случай с исправлением молодой училкой "трамвай" на "транвай" (проверочное слово - "транспорт") была последним предупреждением, больше ждать не стали.
За два года в Австрии дети в обычных школах подняли немецкий до уровня выше местных (по оценкам на контрольных), английский на уровне синьора белорусского Ерата и средняя дочка еще и латынь начала с этого года.
Никаких шевронов, гимнов и патриотических концертов, зато экскурсии по музеям и предприятиям, хромбуки с дотацией за 80 евро и чистые туалеты :-)
Видите, опасения, что закрытие частных школ ударит по государственным не оправдались. Дети из частных школ не хлынули в государственные, поскольку уехали. Потому перегруженность классов не увеличилась, и ученики с некачественным частным образованием не тянут вниз статистику оценок в государственных школах.
Властям фиолетово вот после такого «зачистить всё до невозможности в системе образования». Просто взять под козырек и выполнить. А уж тем более ыиолетово на мнение родителей. Пусть себе опасаются. Толку ноль.
Я свою школу вспоминаю как в страшном сне (гос) этакая армия но только для самых маленьких. Наверное своего ребенка если бы он был в жизни не отдал бы в такое место. Родители из статьи молодцы к сожалению в мое время у меня не было такого выбора. Из + наверное только стойкость к агрессивной среде выработалась но и то в ЕС за все долгое время что тут живу с ней не сталкиваюсь, так что такой себе + в современном западном обществе.
Пользователь отредактировал комментарий 23 сентября 2024, 14:12
+100500 к лучам добра в сторону "Инновации". После 1-2 месячной адаптации ребёнок был счастлив там учиться весь 5-й класс. В 6-м классе ему пришлось вернуться в школу по прописке, т.к. продолжаться учиться в любимой школе не было возможности.
Сейчас учится в одной из публичных польских школ в 8-м классе, готовится к экзаменам потиху. В целом доволен, хотя адаптация была непростой. Недавно с ним общался на тему, где бы ты хотел бы учиться, если бы можно было вернуть в РБ. Ответ - в "Инновации" либо другой частной школе, гос.школа в РБ - полный ПЭ, вообще не вариант.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.
Неужели было непонятно 5-10-20 лет назад, что государство будет брать под контроль все, что только можно?
нет нельга было.
Ты распазнаў?
Да. Достаточно было прочитать президентский вариант конституции 1996.
молодец. а когда распознал?
Да мне как то от твоей похвалы ни жарко ни холодно, [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024]. А разница между двумя вариантами была видна невооруженным глазом, когда я их читал в 1996.
Дружок, некоторые из здесь присутствующих в 1996 еще на горшок не научились сознательно ходить, а ты бросаешь им обвинения в том, чего они впринципе осознать не могли ещё много лет после.
ну 10 лет назад как раз была оттепель после кризисов, можно было еще поспорить. Но вот сейчас режим идет с авторитарного в тоталитарный и будет все только хуже
Даже не смешно. Хоть какие то признаки ослабления вертикали власти и передачи полномочий на откуп гражданам были?
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Спорный вопрос. Как по мне, так наоборот идет еще больший отказ от ответсвенности граждан принимать хоть какие то решения.
Даже по тутошним обсуждениям видно, как вырослр число сообщений с выражением "простой людь" который не отвечает и не хочет отвечать за действия своей же власти. "А нас то за что?"
Согласен, на сайт какой школы ни зайди сразу видно, что патриотизму уделяется особое внимание. Через десяток лет эти дети вырастут и мы будем жить в совсем другом обществе.
Только дети что сейчас, что 5, что 15 лет назад, смотрят на этот школьный спущенный сверху пропагандизм исключительно как на назойливые старческие потуги всяких динозавров. А так да, будете, главное самим читать только эти самые сайты школ и СБ Беларусь сегодня.
Какое там развитие "гражданскости" я вообще хз, думаю, это чел так шутит.
@kek cheburek, тут больше половины взрослых людей чёрное от белого не в состоянии отделить. Что уже про детей говорить. Они как глина - лепи с них что хочешь.
Яркий пример перед глазами - Россия. За 16 лет победобесия вылепили новую генерацию людей.
Только при этом СССР развалился как карточный домик, хотя детям и взрослым там мозги (в отстутствии интернета тем более) так промывали, что сейчас просто детский лепет.
так дети там меньше чем взрослые от пропаганды пострадали, не в школе дело совсем :)
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Тоталитаризм - это газовые камеры во имя арийской расы, это массовые расстрелы классовых врагов в имя светлого будущего коммунизма, это красные кхмеры истребляющие 30% населения и сгоняющие всех остальных в трудовые лагеря дабы создать новый мир без городов. Каждый мелкий автократ хочет иметь тоталитаризм, но не каждый может. Потому что нужна массовая идеология и личные лидерские качества. [Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Как Java отличается от Javascript, так отличаются авторитаризм от тоталитаризма - это качественно разные политические системы, а не просто разной степени интенсивности состояния одной системы.
Пользователь отредактировал комментарий 25 сентября 2024, 10:52
Правила тут. Их всего 5. А жизнь вот тут - и в ней куча приколов. Френдли файер, редакция.
Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
Правила тут, их всего 5
[Часть комментария скрыта за нарушение правил общения. Вот они, их всего пять: https://mstagmanager.com/news/comments-2024] Дети вон даже школы не закончив, из страны сбежали под воздействием деструктивной пропаганды, полученной в школе. Государство лишилось потенциалального тракториста и доярки. Учились бы в гос школе, такого бы не произошло.
Пользователь отредактировал комментарий 23 сентября 2024, 09:10
Мы приняли решение уезжать именно из-за системы образования (но уехали чуть раньше, чем начали все прикрывать). Когда старший ребенок пошел в государственную школу, то сомнения об эффективности такого обучения появились уже с первых дней. Классный руководитель элементарно не мог грамотно изъяснять свои мысли и в "классном" чате писал с орфографическими ошибками (здесь нет ничего удивительного, если посмотреть на проходные баллы на педагогические факультеты за последние десятилетия). Нагрузка в количестве 32 детей на одного классного руководителя выглядела сумасшествием (но в нашем государстве не видят в этом проблемы). Поэтому я очень понимаю родителей детей с СДВГ и другими расстройствами - у них просто нет шансов получить достойное образование и внимание. Наибольшее внимание в государственной школе уделялось почему-то школьной форме: учителя каждый раз критиковали детей за то, что их форма одежды какая-то не такая. Ребенок постоянно нервничал утром, а не накричит ли на него учитель сегодня из-за цвета колготок. Как итог - ушли в частную школу. Через полгода ребенок с удовольствием просыпался в школу. В какой-то момент мы поняли, что в этом государстве нам придется устраивать в частную школу всех наших троих детей, что выглядит достаточно серьезной финансовой нагрузкой. Поэтому проблема налогов в европейских странах нас не пугала вообще никак. И, конечно, можно много говорить о том, что интеллектуальная нагрузка в европейских школах ниже, чем в РБ, но зато здесь воспитывают личность, а не запуганных интровертов, которые боятся чужого мнения и умеют решать диф. уравнения в уме.
Государственное министерство воспитания заботится о своевременном внесении единообразия в процесс образования. Образование должно служить делу поддержания чувства гордости за свое отечество и Президента.
Давно прошли те времена, когда выпускники белорусских школ могли "решать диф. уравнения в уме.".
Старшая закончила 41-ю гимназию в Минске в последний год перед переездом, который ее похоронил. Средняя училась номинально там же, но качество упало до нуля, . Младший сын пошел в новую начальную школу в Брилевичах, где случай с исправлением молодой училкой "трамвай" на "транвай" (проверочное слово - "транспорт") была последним предупреждением, больше ждать не стали.
За два года в Австрии дети в обычных школах подняли немецкий до уровня выше местных (по оценкам на контрольных), английский на уровне синьора белорусского Ерата и средняя дочка еще и латынь начала с этого года.
Никаких шевронов, гимнов и патриотических концертов, зато экскурсии по музеям и предприятиям, хромбуки с дотацией за 80 евро и чистые туалеты :-)
Видите, опасения, что закрытие частных школ ударит по государственным не оправдались. Дети из частных школ не хлынули в государственные, поскольку уехали. Потому перегруженность классов не увеличилась, и ученики с некачественным частным образованием не тянут вниз статистику оценок в государственных школах.
теперь они тянут зато вверх успеваемость школ в Польше и других странах. Самые активные и самые образованные))))
А кто этого опасался?
Когда власти встречались с родителями закрываемых школ, то на этих собраниях высказывались подобные опасения.
Властям фиолетово вот после такого «зачистить всё до невозможности в системе образования». Просто взять под козырек и выполнить. А уж тем более ыиолетово на мнение родителей. Пусть себе опасаются. Толку ноль.
Белорусское образование как и белорусская армия - цирк с конями, не более
В школах еще осталось раздавать "полосатые пижамы" и будет точь-в-точь. Ой, какой там раздавать - обязать родителей купить у одного продавца.
а в слонимской школе оденут в Hugo Boss?
Оденут, но есть нюанс
А что такое слонимская школа?
Я свою школу вспоминаю как в страшном сне (гос) этакая армия но только для самых маленьких. Наверное своего ребенка если бы он был в жизни не отдал бы в такое место. Родители из статьи молодцы к сожалению в мое время у меня не было такого выбора. Из + наверное только стойкость к агрессивной среде выработалась но и то в ЕС за все долгое время что тут живу с ней не сталкиваюсь, так что такой себе + в современном западном обществе.
Пользователь отредактировал комментарий 23 сентября 2024, 14:12
Дайте современному западному обществу шанс себя проявить. Что ж вы уже так в них не верите.
+100500 к лучам добра в сторону "Инновации". После 1-2 месячной адаптации ребёнок был счастлив там учиться весь 5-й класс. В 6-м классе ему пришлось вернуться в школу по прописке, т.к. продолжаться учиться в любимой школе не было возможности.
Сейчас учится в одной из публичных польских школ в 8-м классе, готовится к экзаменам потиху. В целом доволен, хотя адаптация была непростой. Недавно с ним общался на тему, где бы ты хотел бы учиться, если бы можно было вернуть в РБ. Ответ - в "Инновации" либо другой частной школе, гос.школа в РБ - полный ПЭ, вообще не вариант.
и будет не уметь пришивать подворотничок к воротничку. ни одна доярка замуж не пойдет
пришивать - это экстремизм