По случаю собственного 10-летия dev.by спросил у предпринимателей, инвесторов, лидеров мнений в белорусском ИТ о том, чем они занимались в 2008-м и что с тех пор изменилось.
Юрий Мельничек, сооснователь Bulba Ventures: «10 лет назад я работал программистом»
— 10 лет назад я работал программистом в швейцарском офисе Google. Потом был предпринимателем и CEO. Сейчас я инвестирую в проекты в области искусственного интеллекта, которые мне нравятся, помогаю им своими компетенциями.
Если говорить о трудностях, с которыми приходилось справляться на пути, то я бы выделил две: во-первых, сложно было понять, что я хочу успеть сделать в жизни; а во-вторых, когда понял, непросто было решиться изменить жизненный уклад, «выйти из колеи». Но это всё же было существенно проще, чем понять.
Появление iPhone кардинально изменило индустрию, да и всю нашу цивилизацию. Теперь мы постоянно соединены с источниками информации и друг с другом через смартфоны. Естественно, это открыло новые рынки. А рост вычислительных мощностей привёл к ренессансу в ИИ.
Если бы была возможности откатить назад 10 лет и изменить что-то, я бы ушёл заниматься предпринимательством в ИТ раньше.
Михаил Дубаков, основатель и CEO Targetprocess: «Поседел, поставил внутри компании огромное количество экспериментов»
— 10 лет — это много. 2008, значит, был? Дааа… Мне было 29. Я ни черта не понимал в бизнесе, был жутко не уверен в себе и любил всё контролировать. У нашей маленькой компании не было никаких особенных целей и стремлений, мы двигались вперёд на волне удачного старта нашего продукта и с волнением погружались в пучины финансового кризиса вместе со всеми биржами и флагманами ИT-индустрии.
Сейчас мне 39. Я поседел, прочитал пару сотен книжек, поставил внутри компании огромное количество экспериментов, разобрался с бизнесом и стал несколько самоуверен.
Нам удалось построить довольно необычную компанию для нашей маленькой центральноевропейской страны. Нам удалось создать довольно необычный продукт на очень конкурентном рынке. Но в основном нам удалось многому научиться. Это главное достижение, так что, выходит, нечем хвастаться…
Что бы я изменил? Популярный ответ — ничего. Но нет. Я бы взял инвестиции в 2010-м. Переписал бы весь бэкенд в 2013-м. Заменил бы себя в роли продукт оунера в 2015-м. Ну, и много чего ещё по мелочам. Сейчас я нахожусь в состоянии, когда весь накопленный опыт и ошибки должны трансформироваться во что-то клёвое. Чем я и занимаюсь. Пора.
Пётр Скоромный, основатель компании Apalon: «Не факт, что пожелал бы кому-то работать до 100 часов в неделю»
— Чуть более 10 лет назад была основана компания Apalon. В какой-то момент мы поняли, что можем создавать свои собственные продукты, а не только оказывать услуги разработки. Этот факт стал для нас открытием. Сейчас это очевидно — а тогда казалось сверхсложным.
Потом был многолетний марафон по трансформации типичного сервисного бизнеса в продуктовый.
За 10 лет нам с коллегами удалось построить успешную продуктовую компанию-разработчика десятка популярных утилит. Мы совершили сделку по продаже бизнеса американской публичной компании, успешно интегрировали компанию с бизнесом покупателя (а ведь огромное количество M&A сделок заканчивается неудачей). Стартовали новую компанию Easybrain — в этот раз создаём мобильные игры. В конце лета общее количество скачиваний игр Easybrain превысило 100 миллионов. К концу года штат компании вырастет до 100 сотрудников.
За эти 10 лет наши компании и продукты получили много наград, званий, внимания прессы. Но самый ценный актив — команда, с которой двигаемся дальше.
Сложно определить, достиг ли я успеха в жизни: у каждого своё определение успеха. Мне кажется, вокруг много счастливых людей, и не факт, что я пожелал бы кому-то работать до 100 часов в неделю. Двигаться вперёд мне позволяло любопытство, тяга познать или достичь. Ещё трудолюбие — бесконечное количество свободного времени, потраченного на хобби под названием работа — и умные и верные соратники, рядом с которыми можно свернуть горы, и сделать это весело.
Думаю, замахнись мы на реализацию более венчурной истории, вроде мессенджера или шеринг-сервиса, всё тоже могло бы получиться, и ценность была бы ещё на несколько порядков выше. Человеку свойственно мыслить линейно, а мир развивается экспоненциально в последнее время.
Юрий Гурский, серийный ИТ-предприниматель, сооснователь фонда Haxus, компании Flo: «Уже десятки человек вокруг, с которыми мы работали, заработали больше миллиона долларов»
— За 10 лет Беларусь прошла интересный путь от страны с чётким уклоном в недорогой ауторсинг в один из центров продуктовой разработки в Восточной Европе.
Я 10 лет назад работал директором книжного издательства. Уже тогда вышел iPhone и было понимание, что за этим — будущее. Соответственно в 2009-м я перешёл в ИТ, чтобы делать фитнес-приложения.
Общий итог за 10 лет, наверное, неплохой: 5 компаний ушло на экзит, включая достаточно шумные сделки с Facebook и Google, более миллиарда установок, и главная гордость — проект Flo, который реально помогает десяткам миллионов женщин заботиться о своём здоровье.
Вот ёще интересный результат: уже десятки человек вокруг, с которыми мы работали, заработали больше миллиона долларов. Это не только учредители, но и программисты и менеджеры. Это радует особо.
В портфеле фонда Haxus в настоящий момент — порядка 10 компаний, и мы будем продолжать его наращивать в следующие годы.
По меркам США, построить реально большую историю, как скажем, история Аркадия Добкина и EPAM, у нас не получилось, но этим мы займёмся в следующие 10-15 лет — возраст пока позволяет.
Виктор Хаменок, основатель и CEO Rozum Robotics: «Софт для интернет-маркетинга — немного не то, из-за чего я стал программистом»
— 10 лет назад я был руководителем и одним из основателей компании «БелПрайм». Мы разрабатывали свой программный продукт и продавали его по всему миру. Чуть позже — в 2012 году — каждый третий интернет-маркетолог в мире пользовался нашими продуктами, а тогда 10 лет назад мы просто пытались выжить. Помню, что получал меньше, чем любой из наших первых сотрудников. Но вера в успех и интерес к тому, что мы делали, были настолько высоки, что ничто не могло нас остановить.
В определённый момент я понял, что софт для интернет-маркетинга — это отлично, но всё же немного не то, из-за чего я в своё время стал программистом.
И тогда я вспомнил про своё давнее увлечение — робототехнику, и вышел из предыдущей компании, нырнув с головой в свой новый стартап. Сейчас мы разрабатываем роботов, которые ставим на производства и которые через какое-то время, я надеюсь, появятся в каждом доме.
Каждая компания, когда начинает становиться на ноги, сталкивается с одними и теми же проблемами: как обеспечить надлежащее качество продукта, как собрать команду профессионалов. Сложно было говорить с недовольными клиентами, непросто было сделать так, чтобы толпы довольных не заваливали нагрузкой сайт. Мы боролись с пиратами, которые ломали софт, и с конкурентами, что внимательно следили за нами и копировали фишки. Все трудности сейчас и не вспомнишь, как и не упомнишь все победы и достижения.
В целом сегодня заниматься бизнесом стало намного проще. Появляется инфраструктура финансирования и менторинга молодых проектов. Жаль, что этого не было 10 лет назад: это сэкономило бы нам много сил и энергии.
Когда ты молод, кажется, что время тянется очень медленно и впереди ещё целая жизнь. Сейчас я вижу, что каждый год проносится быстрее, чем предыдущий. Если откатиться назад на 10 лет, то возможно я бы попробовал действовать ещё более энергично и агрессивно. Ведь время намного более ценно, чем любые деньги.
Олег Кондрашов, генеральный директор EnCata, инвестор и инженер: «Получали разные награды, но не придавали им особого значения»
— 10 лет назад я открыл компанию по обслуживанию оргтехники «БДК-Принт», а потом — завод по производству промышленного воздухофильтровального оборудования BDC-Air. Эти компании и сейчас работают. А в 2013-м появилась моя инженерно-производственная компания EnCata. За это время мы выросли где-то в 4-6 раз, до нескольких сотен сотрудников, открыли филиалы по всему миру.
За 5 лет работы мы освоили так много производственных технологий, технологий параллельного проектирования, что в одном предложении и не перечислишь.
Внедрили и продолжаем применять в компании философию Lean production. Это чёткая система, призванная сокращать потери, то есть исключать любые действия, не направленные на получение ценности для клиента или потребителя. Ключевое понятие Lean — «кайдзен», или непрерывное совершенствование. Внедрить Lean однажды и забыть не выйдет: над системой нужно работать постоянно. Мы её адепты. Не просто внедрили однажды, а живём ею. Для нас — это философия жизни и принятия решений. Её плоды — это эффективность работы и не трата времени на трение. Из этой философии вышли все современные тенденции: Scrum, Kanban, Agile.
При развитии компании по нашей философии мы сталкивались со многими трудностями в изменении мышления людей, решали инженерные вопросы, осваивали новые технологии. Получали разные награды, но не придавали им особого значения. Из последнего, что запомнилось — в 2017 году мне присвоили звание минчанина года за создание инновационного конструкторского бюро. Не ожидал.
Леонид Лознер, сооснователь EPAM: «Вне индустрии я не чувствую поддержки»
— 10 лет назад я работал ещё в EPAM. Компания готовилась к IPO, и это был сложный и ответственный момент.
В 2011 году, будучи вице-президентом по глобальной инфраструктуре, я начал постепенно передавать дела другим сотрудникам EPAM, достойно подхватившим эту эстафетную палочку. И в 2012 году, когда акционирование компании завершилось, я пересёк рубеж.
С того времени моя деятельность связана с общественными образовательными инициативами. Мне это особенно близко, поскольку у меня двое сыновей-школьников.
Не хочу показаться нескромным, но развитие школьной робототехники, а также появление соревнований между кружками, сначала в Минске, а затем в Гомеле, Витебске и других городах, — это часть того, чем я плотно занимался последние 5-6 лет. В этом году несколько первых мест в белорусском отборочном этапе на Всемирную радиотехническую олимпиаду заняла команда из Мяделя. И этим я горжусь особенно!
ИТ-индустрия в нашей стране развивается — и это здорово! Потому что, как мне кажется, именно эта индустрия является фундаментом и фактором цифрового перелома в экономике. Роль информационных технологий и, соответственно, бюджеты в ИТ будут только расти. И этот рост можно сравнить это с ростом энергетического сектора в XX веке.
Я придерживаюсь рационально-доказательного взгляда на мир. Попросту говоря, я атеист. Поэтому и рассуждения о том, что бы я изменил, если повернуть время вспять на 10 лет, кажутся мне слишком абстрактными, чтобы тратить это время. Если поставить вопрос иначе, что ещё следует сделать, — то мне кажется, в стране не хватает положительной, конструктивной пропаганды того, какую роль играют и будут играть информационные технологии в жизни общества, как скажутся на его развитии.
К сожалению, вне индустрии я не чувствую поддержки, а скорее сталкиваюсь с негативным отношением: начиная от банальной зависти и заканчивая неконструктивной критикой. Было бы неплохо заручиться большей общественной поддержкой.
Борис Концевой, президент и СЕО Intetics Inc.: «К 2008-му в Беларуси уже образовалась ИТ-индустрия»
— На самом деле принципиальной разницы между Intetics 10 лет назад и сегодня нет: к 2008-му году мы уже стали серьёзной американской компанией с отделениями в Европе, в том числе Беларуси. Но за 10 лет мы значительно выросли и, конечно, менялись вместе с ИТ-рынком. Расширялся стек технологий, географий и обслуживаемых отраслей.
К 2008-му и в Беларуси уже образовалась ИТ-индустрия.
Когда я начинал в 1995, то был вынужден осуществлять переход от постсоветской комсомольской культуры к капиталистической «с колёс», постигая, как вещи работают, на ходу. А сейчас всё это стали преподавать в университетах. И если в 90-х в Беларуси была пара энтузиастов, которые обнаглели настолько, что решили продавать что-то на западе, то к 2008 — уже бери и применяй на практике свои знания. Поэтому есть с десяток компаний, которые на этом рынке начали позже, а добились большего.
Я бы сказал, что в течение последних 10 лет произошло всего два значительных события. Во-первых, взросление интернета (только представьте: Intetics была задумана осенью 1994-го, тогда же, когда появился самый первый веб-сайт в ЦЕРНе, с того момента не прошло и четверти века). Во-вторых, глобализация. Да, это слово часто употребляют как ругательное. Тем не менее, даже относительно закрытые страны — бывшие республики СССР, куча африканских и азиатских режимов — всё равно попали под это явление. Сегодня любой может купить и продать в любой точке планеты. Ещё 15 лет назад американец или немец долго бы думал, как послать тысячу долларов в Беларусь и «где это вообще?». А сейчас он может это сделать в течение 5 минут, даже если и продолжает не знать, где Беларусь.
Поэтому сегодня, если кто-то хочет делать бизнес, то ему нужно иметь что-то большее, чем низкую цену и знание локальных условий. Нужны нишевые решения для конкретных бизнес-проблем. И ещё больше нужно знание самых сокровенных деталей бизнеса клиента. Без этого уже нет шанса продать. Тем более, что сейчас белорусских и украинских разработчиков и дешёвыми-то не назовёшь — зарплата белорусского программиста уже выше, чем у его испанского коллеги.
Алексей Мелешкевич, основатель компаний Melesta Games и Total Games: «Получилось сделать 7 успешных продуктов, не получилось — 35»
— 10 лет назад я был владельцем и управляющим маленькой компании Melesta. Мы сделали свой первый продукт Farm Frenzy, который стал хитом. Тогда нас было 8 человек, если не ошибаюсь, а в 2013 нас было уже больше 100. Потом немного сократились.
Я много работал и много ошибался. Расширял компанию, запускал новые проекты в разработку, не откладывал деньги, а всё направлял в производство и расширение. Получилось сделать 7 успешных продуктов, а не получилось — 35. Я попробовал множество вариантов структурной организации компании, и в конце концов решил её продать.
В 2017 году я основал новую компанию мечты Total Games и начал организовывать всё с нуля, правильно. Это не считая ещё двух стартапов, в которых я участвую с прекрасными, эрудированными и суперпрофессиональными партнёрами.
Оглядываясь назад, я бы, наверное, гораздо раньше получил экономическое образование в дополнение к своему техническому, сосредоточился бы на собственной аквизиции и дистрибуции, а не работал с издателями и прочими посредниками.
Событий каждый месяц происходит очень много, и все они важные, на многое влияют. В личной жизни — рождение детей. В бизнесе — новые знакомства, открывающиеся или закрывающиеся перспективы, изменения рынков или переворот в индустрии. Нельзя что-то выделить, к сожалению, или к счастью. Подводя 10-летний итог, могу сказать, что я стал умнее и гораздо опытнее, приобрёл хороших друзей и партнёров, и это гораздо ценнее накопленного капитала.
Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.